05 июня 2019

Застройка одесской колонии. Что дальше будет с территорией тюрьмы и как мы можем на это повлиять

Урбанист Саша Горенюк написал текст о перспективах застройки территории одесской колонии. С разрешения автора публикуем его на Маяке.

Тюрьма в городе – это нормально для украинских реалий. На самом деле, нет.

Ни в одном развитом городе не найти действующей тюрьмы. Но можно найти историческое здание бывшей тюрьмы, превращенное в отель, музей или ресторан.

Только что произошел первый прецедент в новейшей истории Украины, когда украинцы предстанут перед трудным вопросом переноса тюрьмы.

Министерство юстиции Украины приняло решение ликвидировать Южную исправительную колонию №51, в которой 27-го мая произошел бунт. Теперь уже официально. Последствия — колонию перенесут, территория останется. Свободной земли в таком районе быть не может. Вы же прекрасно понимаете, что ее застроят.

Поскольку формально процесс уже инициировали, давайте рассмотрим два основных сценария развития территории колонии на одесском примере.

Особенности участка

Тюрьма — экватор между Таирова, Черемушками и центром. Каждый день жители наблюдают сквозь запотевшие окна маршруток одну и ту же картину — высокую каменную стену, ограждённую колючей проволокой. На остановках возле тюрьмы почти никто никогда не выходит.

Так странно. Тюрьма в городе. Зачем она горожанам? Зачем она заключенным, в конце-концов, если сама цель тюрьмы — ограничение свободы? Они никак не взаимодействуют с городом. Зачем там остановки общественного транспорта? Зачем мы каждый день пересекаем Краснова, если там могли бы быть точки нашего интереса — места работы, парк, музей.

Перечислять через запятую сложно и провокационно. Для определения комбинаций функций на этом участке необходимо провести развернутое исследование, которое должно ответить на запросы местных жителей и потенциальных пользователей территории.

Генеральным планом Одессы предусмотрена застройка территории тюрьмы. Речь идет о выставочном комплексе, культурно-развлекательном центре, офисных зданиях. На словах — неплохо. На деле — Генплан не работает. Свежий пример: в Генеральном плане ничего не сказано про несколько высотных жилых комплексов на склонах 12-й станции Фонтана. А они там есть.

Фрагмент Генерального плана Одессы.

Фрагмент Генерального плана Одессы.

В кадастровой карте территория колонии — государственная собственность. И то, что там будет построено, должно соответствовать государственным интересам, а не интересам частных бизнесменов. Государственные интересы равняются интересам людей, потому что пятая статья Конституции Украины указывает, что народ является единственным источником государственной власти.

Фрагмент открытой кадастровой карты Украины.

Фрагмент открытой кадастровой карты Украины.

Два сценария

А

А — все как обычно. В закрытых кабинетах, в антураже деревянных панно и резной мебели, представители власти договорятся с представителями бизнеса.

Кого здесь не хватает? Да нас с вами. Нас опять не спросят. Появится Гагаринское плато №2, жилмассив Радужный — новейшая история Одессы полна подобных примеров.

Какие последствия:

  • Бесконтрольная, бессистемная застройка.

  • Безликая архитектура.

  • Игнорирование культурных и архитектурных артефактов (например, архитектура главного здания колонии).

  • Район без школ, садиков и больниц.

  • Игнорирование качественного геодезического анализа может привести к экологическим проблемам.

  • Критическая плотность жителей.

  • Высоко автомобилизированный район создаст новые пробки.

А — всё как обычно.

А — всё как обычно.

Б

Б — как в цивилизованном мире. На застройку территории накладывает табу до определения общественного консенсуса. Публичная власть заказывает исследование у профессиональных градостроителей, архитекторов, экологов и социологов. Мы получаем вводные данные с основными характеристиками участка. Горожан приглашают включиться в проект, высказаться и сформировать свой список желаний и идей.

На основании этой информации создается документ, который становится техническим заданием для проведения конкурса на лучшую пространственно-архитектурную концепцию района.

Проводится открытый архитектурный конкурс. Высокопрофессиональное жюри выбирает лучшую концепцию. Победитель конкурса презентует концепцию жителям. Жители комментируют. Команда-победитель дорабатывает концепт, улучшает его. Ну и дальше в таком духе.

Какие последствия:

  • Район с учетом потребностей одесситов.

  • Конкурс — лучший способ выбрать наиболее качественный проект.

  • Инфраструктура (школы, садики, больницы, спортивные и детские площадки) проектируется в балансе с количеством жителей.

  • Привлекательный район.

  • Дороги, проезды, парковки проектируются изначально.

  • Район, в который приезжают, а не район из которого уезжают.

  • Сохранение культурных слоев, создание новых точек интереса.

Б — как в цивилизованном мире.

Б — как в цивилизованном мире.

Как мог бы выглядеть район

Стройка на месте тюрьмы рядом с кладбищем — очень тонкий этический вопрос. Наличие здесь жилой функции напрямую зависит от экологии участка. Если исследование покажет, что почва здесь отравлена, то жить здесь точно нельзя. Но строить офисы тогда тоже не вариант. Работа — это форма жизни и люди всё равно будут проводить там большую часть светового дня. Зато можно построить мусороперерабатывающий завод, как в Вене. Но это не точно.

Мусоросжигающий завод в Вене.

Мусоросжигающий завод в Вене.

Мусоросжигающий завод в Копенгагене, на крыше которого горнолыжная трасса, парк, стена для скалолазания, пешеходные дорожки, обзорная площадка.

Мусоросжигающий завод в Копенгагене, на крыше которого горнолыжная трасса, парк, стена для скалолазания, пешеходные дорожки, обзорная площадка.

Очевидно, что важно сохранить самое старое здание одесской колонии — тюремный замок. В 1891 году землю под тюрьму выделили под руководством Григория Маразли, здание проектировал Томишко, арку ворот — Бернардацци. В этом здании отбывали наказания Мишка Япончик, Котовский и Троцкий.

Фото – Думская.

Фото – Думская.

Это уникальный культурный артефакт, который может экспортировать Одесса. Здесь может быть музей, как, например, Алькатрас в Сан-Франциско, где сидел Аль Капоне и Пулеметный Келли. Сегодня в тюрьму Алькатрас стоят очереди. Туристам в Одессе нужны не только классные парки, а еще уникальный продукт, новые и нетипичные впечатления.

Вывод

В Полтаве следственный изолятор расположен в радиусе 500 метров от исторического центра города. В Киеве — на Лукьяновке. В Днепре — в центральном районе города, в 3 км от основных культурных достопримечательностей. Это явление присуще большому количеству украинских городов. В каждом из случаев — это величественные архитектурные произведения с уникальной историей.

Я почти не сомневаюсь, что в среднесрочной перспективе следственные изоляторы и исправительные колонии будут переносить за пределы городов. Они невыгодны для города, монофункциональные, занимают важную и дорогую землю.

Сценарии, описанные выше, могут быть реализованы в большинстве украинских городов. Если вы не хотите, чтобы территория тюрем была нагло застроена в пользу неизвестного вам бизнесмена, то надо отстаивать свое право на город.

Именно возможность коллективно осознавать проблему, консолидироваться, защищать свои интересы и является признаком гражданского общества, которое мы, украинцы, стремимся построить.

Оригинал текста тут.

Комментарии