Сергей Марин
25 октября 2018

«Make Odessa great again!», или зачем нам архитектурные конкурсы

В современной Одессе конкурсы по проектированию зданий и сооружений, памятников и парков — довольно редкое явление. И это печально, потому что именно проведение конкурсов способно вернуть городу былую архитектурную славу, привлечь инвесторов и туристов, а еще — остановить вязкое погружение в провинциальность.  

Естественный контроль

Сегодня в Одессе на заседании исполкома было принято решение провести всеукраинский архитектурный конкурс по благоустройству зеленой зоны на склонах под бульваром Михаила Жванецкого. Наши архитекторы и урбанисты приветствуют проведение этого конкурса, они даже готовили для него исследование мобильности на бульваре.

 

 
 

 

 

Оперный театр. Здесь и далее – фото известных одесских зданий, построенных в результате конкурсов проектов

Но вообще конкурсы у нас проводятся очень редко, а Одессе они нужны постоянно. Причина — в качестве проектов:

 

«Современные архитектурные конкурсы позволяют естественным образом отбраковывать сырые и непрофессиональные решения», — уверен Владимир Халин, председатель Ассоциации архитекторов Одессы (ААО).

В ААО идею проведения конкурсов поддерживают, более того, архитекторы обратились в прошлом году в мэрию с требованием запретить строительство в знаковых местах города (центр, побережье) без проведения конкурсов проектов. Но в мэрии ответили, что это вовсе не является обязательным условием.

Требование прозрачности и профессионализма при планировке города поддерживают не только одесские архитекторы и урбанисты, но и многие другие горожане, которые задумываются о перспективах Одессы.

«Однозначно поддерживаю проведение конкурсов. Я бы вообще объявил международный конкурс на разработку Стратегии развития города. Но, уверен, что в мэрии всеми силами будут этому противиться», — говорит Александр Бабич, историк, глава экскурсионного бюро «Тудой-сюдой».

 

Конкурсы «золотого века» Одессы 

Бюджетные заказы

Проведение архитектурных конкурсов было вполне нормальной практикой для Одессы XIX — начала XX века, то есть во время ее стремительного развития. Особенно успешными были конкурсы, проведенные в последние десятилетия XIX века. Перечислим лишь некоторые, самые известные из них.

 

 
 

 

 

Корпуса Нового рынка

1882 – по проекту Германа Гельмера и Фердинанда Фельнера (архитектурное бюро «Felner & Helmer»), победившему на всемирном конкурсе, строится одесский Оперный театр.

1895-1897 – реконструкция (фактически, новое строительство) знаменитой Кирхи святого Павла. Автор проекта реконструкции — Герман Шойрембрандт.

1899 — Новая биржа (сейчас Филармония) — одно из самых запоминающихся зданий нашего города. Победивший на всемирном конкурсе проект Викентия Прохаски переработал Александр Бернардацци.

1879-1883 — под руководством Александра Бернардацци построен железнодорожный вокзал (тот, что был почти на месте нынешнего) — по конкурсному проекту петербургского зодчего В. А. Шретера.

1896 — по проекту Аркадия Тодорова начали строить два больших Г-образных корпуса крытого рынка — Нового базара. Высокие залы этих корпусов со стеклянными потолками и сегодня впечатляют посетителей рынка. Всего планировалось возведение 4 корпусов, которые замкнули бы площадь. Но оставшиеся два так и не были построены из-за высокой стоимости работ.

1832 – ансамбль Старобазарной площади строится по проекту Г. И. Торричелли.

Два известных памятника XIX века в центре города тоже были сооружены в результате конкурсов: это памятник А.С. Пушкину на Думской площади (скульпторы Жозефина Полонская и Реутов, архитектор Хрисан Васильев) и «Памятник основателям Одессы», созданный по проекту Юрия Дмитренко, разрушенный в 1920 и восстановленный в 2007.

 

 
 

 

 

Кирха святого Павла

И частные инвесторы

«Очень многие бюджетные заказы на строительство тогда шли через конкурс. А доходные дома строил сам заказчик, поэтому он сам нанимал архитектора», — говорит Александр Бабич.

Тем не менее, и в случае доходных домов, и, особенно, при проектировании особняков, богатые люди руководствовались не только прагматизмом, но и соображениями вкуса, и требовали высокого уровня проектирования.

«Маразлиевская — одна из самых красивых улиц Одессы: на ней находится около 20 памятников архитектуры. В XIX веке на месте современного парка им. Шевченко располагался пустырь с каменоломнями, где добывали ракушечник. И только благодаря находчивости и предприимчивости городского головы Григория Григорьевича Маразли у нас есть это великолепие. Он, как владелец этой территории, предложил участки по бросовой цене с одним условием – дома и особняки должны заказывать исключительно талантливым известным архитекторам. Возможно, это не прямая аналогия современных архитектурных конкурсов. Но изначально были поставлены условия, которые повысили значимость и стоимость этой территории, пусть таким своеобразным методом», — говорит Владимир Халин.

Вообще уровень проектирования в Одессе XIX — начале XX века был очень достойным. Это связано с тем, что архитекторы и инженеры постоянно общались не только в пределах Одессы и империи, но и с коллегами из-за границы, перенимая лучший опыт и знания.

 

Во времена СССР

В советский период, несмотря на стремление ко всеобщему централизованному планированию, конкурсы в Одессе тоже были, правда, не более чем всесоюзного масштаба. Во многих из них принимал участие и побеждал выдающийся архитектор Генрих Топуз. Его работы, созданные для конкурсов и вне их (часто вместе с коллегами-архитекторами) – заметная часть одесского архитектурного наследия того периода.

 

 
 

 

 

Намятник Неизвестному матросу

Тогда конкурсы имели свои особенности, бывали «закрытыми», «заказными», — но в любом случае, создавали соревновательную среду, привлекая архитекторов не только из нашего города. Одним из них после окончания Второй мировой был конкурс по реконструкции пострадавшей от боевых действий Театральной площади (1950). По партийному заданию, после восстановления площадь должен был «украшать» памятник Ленину, но этого, к счастью, не произошло – насколько известно, благодаря именно архитекторам-конкурсантам.

Еще некоторые советские конкурсы, результаты которых были вполощены:

1950 — проект первого в Украине Одесского ипподрома;

1957 — памятник Неизвестному матросу в парке им. Т.Г. Шевченко;

1985 — обелиск городу-герою Одессе на площади 10 Апреля;

И уже после распада СССР реконструкцию Одесского морвокзала в 1992 году выполнила итальянская компания «Тегола Канадезе», которая уже в 1996 в результате тендера занялась строительством первой очереди транспортной эстакады – вантового моста (хотя проектировали этот мост в НИИ «Одессакоммунпроект» и «Киевсоюздорпроект»).

Еще в СССР было несколько Генпланов Одессы, последний — 1989 года. Но сегодня Генпланы — не совсем то, что нужно.

«Для города с миллионным населением — а перспективней рассматривать масштаб Одесской агломерации с полуторамиллионным населением — необходимо создавать институт городского планирования. Этот мультидисциплинарный институт будет мониторить существующую ситуацию и разрабатывать модели планировочного развития города на партисипаторной основе. Конкурсные проекты можно проводить по значимым объектам или территориям, обозначенными муниципалитетом», — считает Владимир Халин.

 

 
 

 

 

Новая биржа (сейчас Филармония)

 

В наше время: редко, и качество — «не очень»

В конце 2000-х прошел конкурс проектов памятника Исааку Бабелю, в результате победило предложение скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Михаила Ревы: памятник открыли в 2011.

Конкурс для ревитализации территории Одесского морвокзала инициировала в прошлом году Администрация морских портов Украины, и даже были выдвинуты некоторые проекты, правда, какова их судьба, пока неизвестно.

Есть надежда, что более успешным будет конкурс по благоустройству бульвара Жванецкого. Напомним, что в ходе подготовки к проектированию урбанисты при помощи волонтеров проводили замеры транспортной и пешеходной активности в районе бульвара.

Вообще в последние десятилетия конкурсы в Одессе проводятся редко, при этом они еще реже бывают достаточно представительными и не всегда проходят удачно — вспомним хотя бы конкурс проектов благоустройства парка Шевченко, победившие в котором проекты в итоге были отклонены.

Проблема не только в том, что сейчас конкурсы проводятся редко. Но и в том, что часто это «конкурсы курильщика», как о них говорит замесмтитель председателя ААО Николай Чепелев, — тоже убежденный сторонник открытых конкурсов. В своих статьях он разбирает «анатомию» неудач конкурсов и говорит, что в них не так: почитать можно здесь и здесь.

 

 
 

 

 

Здания вокруг Старобазарной площади

 

 

Почему без них не обойтись

Если конкурсы не прописаны условием строительства в законе, то чиновники и не проводят их, тут главное — желание муниципалитета реализовать градостроительные реформы, говорит Владимир Халин. «В Мюнхене граждане инициировали городской референдум о запрете высотной застройки, муниципалитет поддержал и провел. В итоге исторический центр города сохранен. Высотная застройка идет за обозначенными границами. Надо постепенно понимать понятие децентрализации и настаивать на общегородских интересах».

Глава ААО также ответил на вопросы о практической пользе конкурсов.

Один из аргументов против конкурсов — необходимость солидного фонда для премий. Почему заказчику (частный, либо мэрия) все же стоит идти на эти расходы?

— С точки зрения заказчика архитектурные конкурсы увеличивают себестоимость, а бизнес всегда стремится снизить затраты. Так что для получения качественной архитектурной среды необходимо увеличивать трудности для получения результата. Как в истории про Маразлиевскую улицу.

Если будет объявлен международный конкурс на проект, скажем, делового центра на полях орошения, — сможет ли в нем участвовать, условно, Бюро Захи Хадид? То есть можно ли звать к нам грандов мировой архитектуры, если будет соответствующий премиальный фонд? От чего еще их приход может зависеть?

— Только оглашение международного архитектурного конкурса может дать для популяризации инвестиционной привлекательности Одессы больше, чем рассылка 200 якорей (это о проекте мэрии по установке символов Одессы в городах-побратимах, — ред.). Наглядный пример — архитектурный конкурс по регенерации старого порта в Таллинне. Его выиграло Архитектурное бюро Захи Хадид. Теперь за его реализацией следит весь мир. Думаю, что благодаря конкурсу многие впервые узнали, что есть такой город Таллинн.

Одесские архитекторы, казалось бы, сами заинтересованы готовить проекты для Одессы. Но вы настаиваете на проведении конкурсов. Почему?

— Без международной кооперации и архитектурных конкурсов мы будем вариться в своем котле знаний и опыта. Только в конкурентной среде можно повышать уровень архитектуры. Ассоциация архитекторов Одессы создана для того, чтобы наш город был комфортным для проживания, привлекательным для туризма, удобным для бизнеса – это главное и отражено в нашем уставе. Корпоративные интересы участников будут повышены при экономическом процветании Одессы.

 

Комментарии