14 ноября 2020

Футуристический город Антонио Сант’Элиа: каким видел мегаполис новатор начала XX века

Антонио Сант’Элиа — итальянский архитектор и один из родоначальников футуризма. В 1914 году он опубликовал манифест «Футуристическая архитектура» и представил свой проект Città Nuova — «Новый город», состоящий из серии рисунков.

В манифесте Сант’Элиа писал: «Нам перестало нравиться монументальное, массивное, статическое; мы развили вкус к легкому, практическому, эфемерному и подвижному. Мы уже не принадлежим соборам и древним замкам, мы люди гранд-отелей, вокзалов, гигантских дорог, колоссальных портов, крытых рынков, торговых галерей, зон реконструкции и оздоровительной расчистки трущоб».

Здания на его эскизах пронизаны разнообразными коммуникациями. Сквозь них проходят несколько уровней дорог: трамвайная линия, автомагистраль и металлическая крытая галерея для пешеходов. Архитектор писал, что больше нет нужды прятать лифты — «пусть они скользят по фасадам, как змеи из стекла и металла». Он стремился к мультифункциональности и хотел совместить аэропорт с вокзалом. 

«Дома должны возвышаться над шумной бездной: сама улица больше не лежит, как коврик у порога, но ныряет на несколько уровней вглубь, собирая транспортное движение мегаполиса, соединенное с металлическими мостиками и скоростными движущимися тротуарами», — подписал Антонио один из набросков. 

«Декоративная ценность архитектуры будущего определяется исключительно использованием и комбинацией ярко окрашенных строительных материалов», — звучало чересчур экстравагантно для того времени. Но впоследствии именно эта мысль удачно реализовалась в лучших проектах благоустройства общественных пространств и в современных жилых комплексах. 

Image Title
Image Title
Image Title

По мнению Сант’Элиа, футуристическая архитектура не может подчиняться какому‑либо закону исторической преемственности. Одна из важных идей манифеста заключена в призыве «покончить наконец с похоронной мемориальной архитектурой». Однако архитектор все же изобразил церковь. Вероятно, он признавал место религии и в новом обществе, при этом давал понять, что даже столь традиционная типология может быть полностью переосмыслена. 

Спустя два года после опубликования манифеста, в 1916 году, архитектор погиб в бою Первой мировой войны. Большая часть его проектов осталась нереализованной, тем не менее он значительно повлиял на развитие архитектуры в следующие десятилетия. 

Эскиз церкви.

Эскиз церкви.

Комментарии