Мария Варна
20 октября 2021

Анатомическая Венера. Почему в XVIII веке восковые трупы выглядели как произведение искусства

Пособие для врачей, которое выглядит как произведение искусства. Встречайте Венеру — анатомическую модель XVIII века. На ее шее висит жемчужное ожерелье, на голове парик из настоящих человеческих волос, а сама она сделана из воска. Самое важное — аккуратно приподнять нагрудник, ведь именно под ним находятся поджелудочная железа, печень, кишки, сердце.

С 1780 по 1782 годы итальянский мастер-церопластик (художник по воску) Клемент Сусини создавал анатомических богинь в учебных целях. Их часто называли «порезанными красотками» или «рассеченными грациями». Художник идеализировал женскую красоту в прямом смысле — внешнюю и внутреннюю. Сусини работал в сверхреалистичном направлении, на грани искусства и науки: Венеры были изготовлены в натуральную величину, их можно было разобрать, чтобы внимательно рассмотреть все органы или даже плод — ребенка в утробе.

Венеры использовались для обучения анатомии. Это было удобно, потому что не приходилось постоянно вскрывать человеческие тела, а еще — эстетично. Восковых девушек даже показывали женщинам: считалось, что так они смогут лучше разбираться в здоровье детей и домочадцев.

Всего в Италии было создано более 2500 моделей — среди них всего несколько мужских версий. Девушки принимали разные позы, носили короны, ленты, смотрели игриво или спокойно, а также демонстрировали разные анатомические сценарии или стадии вскрытия. Только 18 из них имели полноразмерные тела и всего одна — съемные части. Большинство моделей служили для демонстрации части тел или отдельных органов.

Изначально Сусини получил заказ на создание анатомических моделей от великого герцога Леопольда II — они должны были стать частью La Specola, общественного научного музея Флоренции.

В то время вскрытие реальных тел считали устаревшим и как минимум нелицеприятным действом — особенно для демонстрации на публике. «Если бы мы могли запечатлеть в воске все чудеса нашего тела, нам больше не нужно было бы проводить вскрытие. Студенты, врачи, хирурги и художники могли бы найти желаемое в вечных моделях, без запаха», — говорил сам Сусини.

Еще до появления анатомической Венеры многие художники считались не столько людьми искусства, сколько профессиональными анатомами — Леонардо да Винчи, к примеру, делал наброски, рассматривая и вскрывая трупы. Считается, что Микеланджело получал оплату трупами — настолько велика была их ценность в его работе.

Искусство, наука и религия тогда не противоречили друг другу, а, скорее, шли бок о бок. В 1742 году Папа Бенедикт XIV основал первый в мире музей восковой анатомии в Болонье. Папа был настолько верен сочетанию научных и церковных практик, что требовал подтверждения предполагаемых чудес с помощью научной методологии. Позже он зашел так далеко, что призвал свою паству жертвовать тела мертвых родственников — для препарирования. Поэтому неудивительно, что многие анатомы того времени воспринимали свое ремесло как форму религиозной преданности.

Из более чем 2500 восковых моделей, изготовленных с 1771 по 1893 годы, примерно 1400 экземпляров все еще можно найти в La Specola. Сейчас, рассматривая восковые тела из мастерской Сусини, мы чувствуем диссонанс между их красотой и медицинским предназначением. Но, по словам Джоанны Эбенштейн, автора книги «Анатомическая Венера: воск, бог, смерть и экстаз», это возникает из-за сегодняшнего стремления провести четкие и строгие границы между наукой и искусством, разумом и духовностью. «Всего лишь более двухсот лет назад анатомическая Венера была идеальным инструментом для изучения анатомии человека. Сегодня она причудливая, похожая на живую восковая модель женщины в состоянии экстаза».

Фото — Artsy.

читайте также
Комментарии