02 мая 2020

Антонинова чума: чему мы можем научиться у древних римлян, живя в эпоху COVID-19

В 165 году нашей эры в анатолийском городе Иераполь воздвигли статую бога Аполлона, чтобы защитить жителей от неизвестной и жуткой инфекции. Болезнь вызывала лихорадку, озноб, расстройства желудка и диарею. На коже у больных образовывались язвы, которые оставляли после себя уродливые шрамы. Инфекция забрала жизни около пяти миллионов человек из 75 миллионов жителей Римской империи. В некоторых регионах погибло около трети населения.

Так в Римской империи отметилась эпидемия оспы, которая длилась около 15 лет. Второе ее название — Чума Галена, по имени греческого врача Клавдия Галена, который описал ее. Есть и третье название — Антонинова чума, в те времена у руля Римской империи стояла династия Антонинов, а в частности философ и один из «пяти хороших императоров» Марк Аврелий Антонин.

Как пишет The Smithsonian Magazine, оспа навсегда изменила жизнь римлян. Ее не могли избежать даже богатые представители великой империи. Уровень медицины был низким, тогда ничего не знали о микробах, о хранении продуктов в замороженном виде и даже чистой воде. Гален упоминает одного из членов римского дворянства, который случайно проглотил пиявку. Просто его слуга набрал воду из общественного фонтана. 

Первая эпидемия оспы в Риме началась со слухов о самой болезни, пришедшей с востока. Считается, что ее занесли римские войска, вернувшись из походов на Ближний Восток. Люди с ужасом обсуждали неизвестное заболевание, даже не подозревая, что уже являются носителями и распространителями инфекции. Поначалу патоген передавался незаметно, ведь первые симптомы проявлялись через две недели после заражения.

По словам римского историка Диона Кассия, в Риме от оспы ежедневно умирало 2000 человек. Антонинова чума уничтожила часть римского общества, проредила ряды великой римской армии. Болезнь ослабила римскую аристократию, в городских советах не хватало людей, общественные организации не работали. Еще хуже болезнь отразилась на крестьянах: заброшенные сельские участки и полупустые города встречались по всей империи от Египта до Германии.

«Ангел Смерти стучит в дверь во время чумы в Риме». Жюль Эли Делоне.

«Ангел Смерти стучит в дверь во время чумы в Риме». Жюль Эли Делоне.

Не стоит забывать и о психологических последствиях оспы. Древнегреческому ритору и софисту Публию Элию Аристиду Теодору посчастливилось подхватить оспу в 160 году и выжить. Грек полагал, что боги уберегли его, взамен забрав жизнь маленького мальчика. Главным оружием оспы был страх. Люди вырезали амулеты и обереги, чтобы защитить себя от страшной инфекции — их до сих пор находят археологи. Существует иронический рассказ Лукиана о мошеннике Александре Пафлагонце, который разослал всем народам стих-оберег от эпидемии: «его можно было увидеть повсюду над дверными проемами», особенно в домах, которые были опустошены.

Тем не менее болезни не удалось разрушить Римскую империю. Сначала римляне отреагировали на мор, призвав богов. Многие города посылали совместные делегации «к Аполлону», спрашивая совета у бога о том, как выжить. Затем города начали объединятся, чтобы противостоять ужасам инфекции. 

Император Марк Аврелий стал вербовать в легионы рабов и гладиаторов, чтобы восполнить нехватку солдат. И начал приглашать иностранцев из-за пределов империи поселиться в заброшенных деревнях и опустошенных городах. 

Класс аристократов восполняли различными способами, в совет разрешили вступать сыновьям освобожденных рабов. Империя продолжала развиваться, несмотря на смерть и террор.

«Чума в Ашдоде». Никола Пуссен.

«Чума в Ашдоде». Никола Пуссен.

Римское общество настолько хорошо оправилось от оспы, что спустя 1600 лет историк Эдуард Гиббон начинает свой монументальный семикнижный труд «История упадка и разрушения Римской империи» с событий, произошедших после смерти Марка Аврелия. Историк считал правление императора-философа «периодом в истории мира, во время которого состояние человеческого рода было самым счастливым и процветающим». 

Римляне, наверное, очень удивились бы, узнав об этом, ведь в эти времена и свирепствовала Антонинова чума. Тем не менее Гиббон отталкивался от слов римского сенатора и историка Диона Кассия, который назвал империю при Марке «царствием Золота».

И хотя Кассий наблюдал лично все ужасы мора, он все равно был убежден, что  проблемы и трудности, вызванные чумой, можно преодолеть, если люди будут работать сообща для восстановления и реконструкции. Самое главное — общество, возникающее в результате этих усилий, может стать сильнее, чем было.

Пандемия COVID-19 впервые за последние 100 лет привела к тому, что большая часть нашего мира столкнулась с внезапным, невидимым и неугасающим страхом перед легко распространяющейся и смертельно опасной инфекционной болезнью. Такой кризис может подтолкнуть испуганных граждан искать виновных в своих рядах. Инфекции под силу усугубить существующий социальный и экономический раскол и даже разрушить общества. Но все может быть иначе.

Антонинова чума была гораздо смертоноснее COVID-19, и общество, которое она поразила, было куда менее способно бороться с ней. Но тем не менее Римская империя сумела одолеть ее и просуществовать еще около 1300 лет. Эпидемия показала, что люди, общества и государства могут объединиться, чтобы одолеть невидимого смертоносного врага. И это главный урок, которому должен научить нас Древний Рим.

Изображения: Wiki Commons.

Комментарии