Городское пространство

Объединить культуру верхнего города с контркультурой нижнего. Как создавали проект парка Жанны Лябурб

3 мин
16 апреля, 2019

Сейчас здесь непроходимые заросли и три длинные полуготические лестницы, ступени которых не помнят туристов. Это сквер Жанны Лябурб, о существовании которого мало кто знает. Он находится под бульваром Жванецкого. Когда-то в честь французской коммунистки, погибшей в Одессе в 1919 году, был назван и Военный спуск, но затем ему вернули историческое название, а про сквер забыли. Формально он до сих пор считается сквером Жанны Лябурб и простирается от Тещиного моста почти до Пересыпи.

Полгода архитекторы со всей Украины разрабатывали проект по благоустройству склонов, недавно конкурс завершился. Его проводило городское Управление архитектуры, Ассоциация архитекторов Одессы, Urban Inst и 4City. К реализации рекомендована идея одесских и киевских архитекторов, авторами которой являются Саша Горенюк, Space Odyssey Architects и Студия ландшафтной архитектуры Kotsiuba. Мы встретились с Сашей, чтобы обсудить проект и понять, что это не просто концепт «здесь лавочки, здесь фонтан, а здесь тропинка», а нечто гораздо более продуманное.

Image Title

Саша открывает на ноутбуке альбом с десятком карт, визуализацией и описанием будущего пространства. На первом фото — три десятиэтажные башни — дома Черноморского морского пароходства, построенные по проекту известного архитектора Генриха Топуза. Тогда их, в соответствии с духом времени, украсили огромными красными буквами наверху, каждый дом получил свое «имя»: «Ленин — Партия — Народ». Сейчас на фото те же башни, но с нарисованными от руки «Парк — Жанны — Лябурб».

«Это подзаголовок и он задает активный, слегка бунтарский и контрастный тон всей работы, — поясняет Саша. — Такая идея работает против «атопичности» — это когда никто не знает, что такое этот сквер и не может определить его границ. Мы даже звонили в архив, узнавали, есть ли материалы по скверу Жанны Лябурб и там нам ответили, что такого сквера нет. Работник архива даже удивился, когда ему сообщили обратное. В прошлом склоны никогда не были парком или сквером, они так стали называться в советское время. Как не было и улицы Приморской, она создана искусственно, а раньше море доходило прямо до склонов, Потемкинская спускалась к морю. До революции территория склонов принадлежала отдельным имениям, расположенным на верхней части улицы, сейчас это бульвар Жванецкого. Здесь были имения Нарышкиных, Потоцких, де Азарта».

Image Title

Исследуя территорию склонов, архитекторы поняли, что верхний город — центр академической культуры, здесь находятся Украинский театр, Научная библиотека, Художественный музей, Театр Кукол, а Приморская, нижний город — центр контркультуры. Здесь Underpub, авангардный подземный театр ТЕО, школа диджеинга PRODJ School, Ночной клуб PORT, арт-пространство Modelist online, магазин продажи винила. «Это андеграунд в очень буквальном смысле».  

По словам Саши, Одесса в плане культуры очень заторможена и провинциальна. «Я очень люблю Одессу — начав учиться в Киеве, приезжал сюда каждые выходные. Но сейчас я вижу очень большую разницу между Одессой и Киевом. Туда едут снимать фильмы и клипы, там появляется новая музыка, Киев стал очень сильным в плане культурного экспорта. А в Одессе много молодых людей ментально другого поколения. Культура — то, что может это изменить, может двигать и пробивать».

Image Title

Одна из задач проекта — объединить культуру и контркультуру, соединить пазлом верхний и нижний город, изменив структуру парка, сделав движение в нем не сверху вниз, а слева направо, без барьеров. Территория парка будет состоять из пазлов «город» и «антигород». «Идея в том, что город — это насыщенное урбанистическое пространство, больше похожее на городской пейзаж, а антигород больше похож на зеленый парк. При этом границы «город» и «антигород» совпадают с историческими границами участков Потоцких, де Азарта, Нарышкиных. Мы подчеркиваем эти границы не надписями. Мы маскируем эти границы с помощью разного озеленения, мощения, текстур, количества света, но при этом всё равно оставляем их читаемыми. Это указывает на исторических характер устройства территории, но при этом находится не перед глазами, а на втором-третьем уровне ассоциаций. В принципе, история такая и есть. Настоящая история прячется между строк».

В планах посадить вишневые деревья на месте реально существовавшего вишневого сада. По мнению ряда историков и литературоведов, в основу пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» положена реальная история продажи одесской усадьбы Ольги Васильевой. В 1900 году Ольга унаследовала состояние своей приемной матери, в том числе усадьбу с вишневым садом в самом начале улицы Торговой, сам дом был разбомблен во времена Второй мировой войны.

Проект сохранил максимально большое количество деревьев, но часть из них все же надо будет вырезать — проредить дебри и сделать территорию соответствующей правилам безопасности. Полуразрушенный ливневый сток будет превращен в горку для бобслея, в парке, наряду с дорожками, смотровыми площадками и пандусом, поднятым на четыре метра над землей, появится тропа контрабандиста — экстремальная дорожка повышенной сложности для игры и развлечений. Была идея соединить катакомбами сквер и грот под Художественным музеем, но для детальной работы нужна карта катакомб, а ее в нужном виде не существует.

«Ландшафт диктует дизайн. В парке можно выделить три плато, их мы сделали центром активностей. Под мостом предусмотрен скейтпарк и граффити зона, на площадях — большие горки и специально утопленная стадионная площадка, где можно играть, не мешая прохожим. Чем дальше от площадей — тем тише. Так мы сделали парк комфортным для разного вида отдыха. Еще здесь будут таблички с историей, но размещенные наоборот — сверху история нижнего города, а снизу — верхнего. Чтобы узнать историю полностью, надо пройти весь маршрут».

Следующий этап после победы в архитектурном конкурсе — презентация проекта для мэрии и общественности, определение заказчика и подрядчика и разработка проектной документации, которая может занять около года. По словам Саши, за два года можно открыть несколько локаций сквера, а за три — полностью завершить работу. Но есть факторы, которые могут увеличить этот срок — это катакомбы и ливневки. Последние нужно менять, фактически, во всей Одессе.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

«Как только город решит административные вопросы, мы будем доделывать сам концепт. Я за то, чтобы провести еще несколько стадий публичных обсуждений. Например, с жильцами домов на Приморской. Какие-то дворики я бы хотел интегрировать в систему маршрутов парка. Если жители не против, хотят, чтобы через двор ходили люди, хотят на этом зарабатывать — это круто. Но если нет, то это обязательно нужно учесть. На Приморской настоящие дворы, без излишнего одессизма. Я обожаю Одессу, и мне, как любящему человеку, хочется ее вылечить».


Комментарии


Читайте также