16 апреля 2019

Объединить культуру верхнего города с контркультурой нижнего. Как создавали проект парка Жанны Лябурб

Сейчас здесь непроходимые заросли и три длинные полуготические лестницы, ступени которых не помнят туристов. Это сквер Жанны Лябурб, о существовании которого мало кто знает. Он находится под бульваром Жванецкого. Когда-то в честь французской коммунистки, погибшей в Одессе в 1919 году, был назван и Военный спуск, но затем ему вернули историческое название, а про сквер забыли. Формально он до сих пор считается сквером Жанны Лябурб и простирается от Тещиного моста почти до Пересыпи.

Полгода архитекторы со всей Украины разрабатывали проект по благоустройству склонов, недавно конкурс завершился. Его проводило городское Управление архитектуры, Ассоциация архитекторов Одессы, Urban Inst и 4City. К реализации рекомендована идея одесских и киевских архитекторов, авторами которой являются Саша Горенюк, Space Odyssey Architects и Студия ландшафтной архитектуры Kotsiuba. Мы встретились с Сашей, чтобы обсудить проект и понять, что это не просто концепт «здесь лавочки, здесь фонтан, а здесь тропинка», а нечто гораздо более продуманное.

Image Title

Саша открывает на ноутбуке альбом с десятком карт, визуализацией и описанием будущего пространства. На первом фото — три десятиэтажные башни — дома Черноморского морского пароходства, построенные по проекту известного архитектора Генриха Топуза. Тогда их, в соответствии с духом времени, украсили огромными красными буквами наверху, каждый дом получил свое «имя»: «Ленин — Партия — Народ». Сейчас на фото те же башни, но с нарисованными от руки «Парк — Жанны — Лябурб».

«Это подзаголовок и он задает активный, слегка бунтарский и контрастный тон всей работы, — поясняет Саша. — Такая идея работает против «атопичности» — это когда никто не знает, что такое этот сквер и не может определить его границ. Мы даже звонили в архив, узнавали, есть ли материалы по скверу Жанны Лябурб и там нам ответили, что такого сквера нет. Работник архива даже удивился, когда ему сообщили обратное. В прошлом склоны никогда не были парком или сквером, они так стали называться в советское время. Как не было и улицы Приморской, она создана искусственно, а раньше море доходило прямо до склонов, Потемкинская спускалась к морю. До революции территория склонов принадлежала отдельным имениям, расположенным на верхней части улицы, сейчас это бульвар Жванецкого. Здесь были имения Нарышкиных, Потоцких, де Азарта».

Исследуя территорию склонов, архитекторы поняли, что верхний город — центр академической культуры, здесь находятся Украинский театр, Научная библиотека, Художественный музей, Театр Кукол, а Приморская, нижний город — центр контркультуры. Здесь Underpub, авангардный подземный театр ТЕО, школа диджеинга PRODJ School, Ночной клуб PORT, арт-пространство Modelist online, магазин продажи винила. «Это андеграунд в очень буквальном смысле».  

По словам Саши, Одесса в плане культуры очень заторможена и провинциальна. «Я очень люблю Одессу — начав учиться в Киеве, приезжал сюда каждые выходные. Но сейчас я вижу очень большую разницу между Одессой и Киевом. Туда едут снимать фильмы и клипы, там появляется новая музыка, Киев стал очень сильным в плане культурного экспорта. А в Одессе много молодых людей ментально другого поколения. Культура — то, что может это изменить, может двигать и пробивать».

Одна из задач проекта — объединить культуру и контркультуру, соединить пазлом верхний и нижний город, изменив структуру парка, сделав движение в нем не сверху вниз, а слева направо, без барьеров. Территория парка будет состоять из пазлов «город» и «антигород». «Идея в том, что город — это насыщенное урбанистическое пространство, больше похожее на городской пейзаж, а антигород больше похож на зеленый парк. При этом границы «город» и «антигород» совпадают с историческими границами участков Потоцких, де Азарта, Нарышкиных. Мы подчеркиваем эти границы не надписями. Мы маскируем эти границы с помощью разного озеленения, мощения, текстур, количества света, но при этом всё равно оставляем их читаемыми. Это указывает на исторических характер устройства территории, но при этом находится не перед глазами, а на втором-третьем уровне ассоциаций. В принципе, история такая и есть. Настоящая история прячется между строк».

В планах посадить вишневые деревья на месте реально существовавшего вишневого сада. По мнению ряда историков и литературоведов, в основу пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» положена реальная история продажи одесской усадьбы Ольги Васильевой. В 1900 году Ольга унаследовала состояние своей приемной матери, в том числе усадьбу с вишневым садом в самом начале улицы Торговой, сам дом был разбомблен во времена Второй мировой войны.

Проект сохранил максимально большое количество деревьев, но часть из них все же надо будет вырезать — проредить дебри и сделать территорию соответствующей правилам безопасности. Полуразрушенный ливневый сток будет превращен в горку для бобслея, в парке, наряду с дорожками, смотровыми площадками и пандусом, поднятым на четыре метра над землей, появится тропа контрабандиста — экстремальная дорожка повышенной сложности для игры и развлечений. Была идея соединить катакомбами сквер и грот под Художественным музеем, но для детальной работы нужна карта катакомб, а ее в нужном виде не существует.

«Ландшафт диктует дизайн. В парке можно выделить три плато, их мы сделали центром активностей. Под мостом предусмотрен скейтпарк и граффити зона, на площадях — большие горки и специально утопленная стадионная площадка, где можно играть, не мешая прохожим. Чем дальше от площадей — тем тише. Так мы сделали парк комфортным для разного вида отдыха. Еще здесь будут таблички с историей, но размещенные наоборот — сверху история нижнего города, а снизу — верхнего. Чтобы узнать историю полностью, надо пройти весь маршрут».

Следующий этап после победы в архитектурном конкурсе — презентация проекта для мэрии и общественности, определение заказчика и подрядчика и разработка проектной документации, которая может занять около года. По словам Саши, за два года можно открыть несколько локаций сквера, а за три — полностью завершить работу. Но есть факторы, которые могут увеличить этот срок — это катакомбы и ливневки. Последние нужно менять, фактически, во всей Одессе.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

«Как только город решит административные вопросы, мы будем доделывать сам концепт. Я за то, чтобы провести еще несколько стадий публичных обсуждений. Например, с жильцами домов на Приморской. Какие-то дворики я бы хотел интегрировать в систему маршрутов парка. Если жители не против, хотят, чтобы через двор ходили люди, хотят на этом зарабатывать — это круто. Но если нет, то это обязательно нужно учесть. На Приморской настоящие дворы, без излишнего одессизма. Я обожаю Одессу, и мне, как любящему человеку, хочется ее вылечить».

Комментарии