10 февраля 2020

Днепр равняется на Одессу в вопросе сохранения архитектурного наследия. Но почему?

В Днепре управление по вопросам охраны объектов культурного наследия появилось только в 2018 году. К этому моменту в городе счет шел уже на десятки памятников архитектуры, находящихся в аварийном состоянии. На центральных улицах небо проглядывалось сквозь окна огороженных строительным забором кирпичных фасадов, за которыми нет ничего, кроме свалки. А ближе к окраинам заброшенными оставались целые кварталы. Старинные постройки в отдаленных районах долгое время и вовсе не считались ценными. Сейчас управление старается наладить работу с историческими объектами, но сталкивается с рядом трудностей.

Об этом пишет «Куст»

Управление возглавляет Надежда Лиштва. В своем интервью она подчеркнула: «Днепр не привык к охране культурного наследия, другое дело — Львов, Одесса, Киев, Харьков». Такое сравнение объясняется тем, что в перечисленных городах департаменты по защите исторических объектов созданы еще в советские времена и, по идее, за годы деятельности эксперты должны были создать успешную систему работы. К сожалению, это далеко не так.

Фото — Влад Гончаров.

Фото — Влад Гончаров.

И все же очевидно, что недавно сформированное днепровское управление ждет огромный объем непростых задач. Его бюджет на 2020 год составил 3,5 миллиона гривен. В Одессе, например, только ремонт фасада и крыши дома Маврокордато обойдется в 6,5 миллиона гривен. 

Последний раз список памятников архитектуры Днепра обновляли в 1996 году. При этом уже в 2000-е несколько зданий снесли, а от некоторых остались только фасадные стены — но все они так и не были исключены из списка. На большинстве памятников до сих пор нет информационных знаков, поэтому часть бюджета 2020 года управление хочет потратить на таблички с QR-кодом — его можно отсканировать с помощью смартфона, чтобы прочесть историю здания. 

Дом на улице Литейной, 13 — образец уникального екатеринославского кирпичного стиля. Фото — Влад Гончаров.

Дом на улице Литейной, 13 — образец уникального екатеринославского кирпичного стиля. Фото — Влад Гончаров.

Лиштва рассказала, что основная часть аварийных памятников архитектуры находится на балансе города. Чтобы исследовать дом и внести его в новый охранный список, который составляет управление, нужно разрешение собственника. А для многих это лишняя забота и юридические сложности, поэтому комиссии попросту не пускают внутрь. Чудом сохранившиеся дома чаще всего страдают от самих днепрян. Кондиционеры, пластиковые окна и балконы, пристройки, краска нелепого цвета — все это щедро «украсило» старинные кирпичные стены. 

Фото —  Влад Гончаров.

Фото —  Влад Гончаров.

Брошенные обломки исторических зданий —  зачастую это недвижимость, купленная кем-то еще в 90-х. Позже деньги заканчивались, а ремонт, снос или строительство на этом месте так и не начинались. 

Есть ответственные владельцы, желающие восстановить купленное здание в исконном виде, для чего им необходимо пройти ряд бюрократических процедур. Все документы на ремонт оформляются в Киеве. 

Еще одна проблема — новые критерии для регистрации в охранном списке вновь выявленных памятников. Обязательным пунктом стала фамилия архитектора, но не всегда авторство можно установить. Есть здания, которые заслуживают защиты государства, но не попали в перечень 1996 года и рискуют не попасть в новый список. Таким стал «дом с гномами» на улице Гончара — зданию больше сотни лет, его украшения уникальны, но при этом архитектор неизвестен. По сути, за его гипотетическое уничтожение сейчас никто не будет нести ответственность.

Дом с гномами на Гончара, 4. Фото —  Влад Гончаров.

Дом с гномами на Гончара, 4. Фото —  Влад Гончаров.

В самом начале у работников управления не было помещения, компьютеров и даже зарплаты, а обязанности бухгалтера выполняла юристка. Сейчас Надежда Лиштва говорит, что весьма скромный бюджет этого года уже расписан по месяцам: на эти деньги закажут проектную документацию и проведут некоторые ремонтные работы, а также выпустят путеводители по центральной части города. 

В кабинете Лиштвы лежат старые фотографии, обломки екатеринославского кирпича и два маскарона, отвалившихся от построек. Чтобы не исчезли под ногами днепрян, Надежда забрала их к себе. 

Комментарии

  • Игорь Оплотник :

    Смотрю бывает старые фотографии, их на виолити время от времени продают, ну что сказать, от того что надо было защищать, мало что осталось