08 февраля 2020

Исследование. «Серая» и однообразная застройка повышает уровень стресса

Находясь в «скучной и серой» среде, человек вырабатывает больше гормона стресса кортизола, утверждает английский нейробиолог и специалист по психогеографии Колин Эллард, который много лет исследует то, как местность влияет на эмоциональное состояние людей.

В 2007 году американская продуктовая компания Whole Food Market построила свой самый большой магазин в нью-йоркском районе Бауэри (Нижний Истсайд). Супермаркет занял целый квартал и вызвал немало протестов среди местных жителей, отчаянно сопротивлявшихся джентрификации района. Многие из них восприняли заоблачные цены в новом магазине как удар по старым традициям — в этом месте исторически селились иммигранты, а стоимость жилья долго оставалась довольно низкой в сравнении с другими районами Манхэттена.

Появление Whole Food Market должно было неизбежно спровоцировать обновление всей инфраструктуры района и, как следствие, вытеснение оттуда местных жителей, которым проживание там уже было бы не по карману. 

Колин Эллард обратил внимание на архитектуру нового супермаркета, которая разительно отличалась от остального района. Ему стало интересно, как гигантское и абсолютно монотонное сооружение, построенное среди множества крошечных баров, ресторанов, городских парков, детских площадок и разнокалиберных домов, могло повлиять на психологическое состояние пешехода.

Иллюстрации – Алина Кропачева.

Иллюстрации – Алина Кропачева.

«Что происходит в голове у горожанина, который, наевшись вкуснейших кнышей, выходит из маленького старинного ресторана и вдруг видит целый квартал, где нет ничего, кроме пустого тротуара под ногами, отвесной стены из матового стекла с одной стороны и бесконечного потока сигналящих такси с другой?» — пишет ученый.

В 2012 году Эллард собрал несколько групп добровольцев и начал устраивать с ними прогулки по району. На руках у испытуемых были браслеты, измеряющие электропроводность кожи — простой способ узнать уровень вегетативного возбуждения человека. Кроме того, ученый составил список вопросов, который присылал добровольцам на смартфоны — так он просил их самих оценить свое эмоциональное состояние в разных точках района. 

Результаты исследования оказались предсказуемыми: в старой части района люди оживлялись, выпрямляли спины и начинали многословно общаться между собой. Противоположные эмоции вызывал район супермаркета: волонтеры начинали сутулиться, выдавали скудные описания местности и своих впечатлений — словом, откровенно скучали.

В своей книге «Среда обитания» Эллард приводит пример монотонной застройки как местности, которая заставляет нас в первую очередь скучать. Ему «вторит» известный градостроитель Ян Гейль, который с помощью простого метода наблюдения выяснил, что возле безликих зданий и невыразительных фасадов люди ходят куда быстрее, чем возле оживленных построек. Они редко останавливаются и поворачивают голову в сторону здания, как будто стараются скорее вырваться из однообразной среды. 

Первые серьезные исследования скуки и возбуждения начал во второй половине ХХ века психолог из университета Торонто Дэниел Берлайн: он считал, что поиск новой информации (под ней понимается абсолютно все, что нас окружает) — это главный мотивирующий фактор поведения человека. Однообразная и повторяющаяся застройка, очевидно, дает человеку очень мало информации, быстро снижая градус его возбуждения и заставляя скучать.

«Мы биологически предрасположены к стремлению находиться в местах, где присутствует какая-то сложность, увлекательность, где мы получаем сообщения того или иного рода. И это желание коренится намного глубже, чем связанная с эстетическими пристрастиями тяга к разнообразию. Потребность узнавать заложена в нас на первобытном уровне, и в этом мы схожи со всеми остальными животными, чье поведение хоть как-то изучено», — пишет Эллард.

Берлайн предположил, а затем это подтвердили и другие ученые, что состояние скуки сопровождается повышенной возбудимостью и стрессом. Когнитивный биолог из канадского университета Уотерлу Джеймс Данкерт вместе со своей студенткой Колин Мерринфилд провели несколько экспериментов, где испытуемым показывали то грустные, то скучные ролики. Скучный был о том, как двое мужчин медленно развешивают белье. Ученые выявили, что скука сопровождалась повышенным сердцебиением. Во время эксперимента они взяли у испытуемых образцы слюны, по которым изучили уровень кортизола — гормона стресса. Он оказался повышенным, что свидетельствует об излишней активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси.

Для того, чтобы поднять кортизол, понадобилось всего 3 минуты скучного видео! Тут стоит отметить, что хронически высокий кортизол связан с риском инсульта, болезней сердца и диабета.

Конечно, мы не можем провести прямую зависимость между однообразной, серой, скучной застройкой (которой у нас полным полно) и инсультом. Все же эта связь пока довольно призрачна, хоть и не отсутствует вовсе. Но мы с довольно высокой долей вероятности можем утверждать, что люди, регулярно проводящие время в неинтересной глазу однородной среде, испытывают стресс — часто неосознанный, но от того никуда не девшийся. 

«Выводы ученых можно рассматривать как нейробиологическое обоснование идеи о том, что у архитекторов есть веские причины обращать внимание на факторы, способствующие скуке, и что сложная окружающая среда на самом деле способна влиять на организацию и работу нашего мозга», — пишет Эллард.

Комментарии