Мария Варна
26 июля 2021

Джастин Ткаченко. Потомок украинцев, министр, коррупционер и садовник года в Новой Гвинее

Всегда льстит, когда «наши» становятся известными за границей — делают успехи в спорте, работают в SpaceX или разрабатывают новую вакцину. Приятно узнавать, что Чак Паланик, Мила Йовович, Зигмунд Фрейд и Боб Дилан имеют украинские корни.

Джастин Ткаченко — фигура куда более неоднозначная. Потомок украинских эмигрантов родился в Австралии, стал политиком в Новой Гвинее и ввязался в скандал — когда закупил 40 люксовых автомобилей в беднейшей стране, переживающей эпидемию полиомиелита. 

Джастин Ткаченко. Фото — Facebook.

Джастин Ткаченко. Фото — Facebook.

В юности Ткаченко перебрался в Папуа — Новую Гвинею. Его жизненный путь был максимально разнообразным: он занимался бизнесом, возглавил федерацию регби, был певцом, разводил орхидеи, вел телешоу «Счастливый садовник» и даже стал садовником года в 1992 году. 

В 2012 году Ткаченко начинает политическую карьеру — его избирают депутатом парламента от социал-демократической партии. Спустя несколько месяцев он переходит в партию Народный национальный конгресс и становится министром спорта и тихоокеанских игр. 

В 2018 году в Гвинее проходит важное событие — саммит Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Министром по делам АТЭС становится Джастин Ткаченко. 

На проведение саммита из бюджета выделили 135 миллионов долларов. Это большая сумма для страны, где почти 40% населения живет за чертой бедности и бушуют эпидемии туберкулеза, малярии и ВИЧ. 

Громадную для такой страны сумму оправдывали вкладом в имидж Новой Гвинеи на международной арене — на саммит приехал даже вице-президент США Майк Пенс . Сам Ткаченко часто говорил, что мировым лидерам стоит ожидать «культурную феерию». 

Новая Гвинея ожидала около 8000 делегатов, а также представителей СМИ, которые приедут на АТЭС. Всех их нужно было где-то селить и на чем-то возить, показывая страну. Именно для решения логистических проблем правительство решилось на «креативный ход» — закупило около 300 автомобилей, в основном это были марки Toyota Land Cruiser, Ford, Mazda и Mitsubishi Pajero. 

Фото — ABC. 

Фото — ABC

Кроме того, специально для встречи АТЭС в Новой Гвинее закупили 40 Maserati Quattroporte (от 100 тысяч долларов) и три Bentley Flying Spur (от 200 тысяч долларов). При этом в Новой Гвинее даже нет общегосударственной сети дорог. 

Ткаченко обещал, что 43 роскошных автомобиля будут впоследствии проданы, а вырученные средства возвращены правительству.

«Автомобили продадутся как горячие пирожки», — говорил он. Но оппозиция настаивала, что в беднейшей Гвинее мало кто захочет покупать люксовые авто. 

Также политик утверждал, что Maserati якобы были «предварительно проданы» неким покупателям, которые после саммита заберут машины.

Правительство постоянно настаивало на том, что экономика страны стабильна и растет. Однако ситуация «на местах» показывала совсем иное. СМИ сообщали, что учителям платили по три доллара раз в две недели. Сотрудникам госпредприятий тоже задерживали зарплату. В больницах столицы Порт-Морсби закончились антиретровирусные препараты для людей, больных ВИЧ. Тем не менее расходы на проведение АТЭС росли. 

Фото — Lowy Institute.

Фото — Lowy Institute.

Саммит закончился, и скандал все же разразился. За 2019 год было продано всего несколько машин, а Джастин Ткаченко заявил, что «Кабинет министров принял решение предоставить членам парламента по автомобилю». 

Расходы на АТЭС и до этого возмущали местных жителей, а ситуация с авто побудила тысячи людей поучаствовать в однодневной забастовке. Критики обвиняли правительство в том, что оно тратит деньги на дорогие автомобили, не заботясь о базовом благополучии для собственного населения. Звучали аргументы о том, что в стране нет дорог, 40% населения не умеют читать.

После этого полиция потребовала вернуть почти 300 автомобилей, купленных для саммита. Большинство из них действительно вернули. Но правоохранители заявили, что девять авто были все-таки украдены, детали пропали, а некоторые из все-таки возвращенных машин были «серьезно повреждены». Один из Bentley вообще подарили генерал-губернатору. 

Обращаясь к СМИ, Ткаченко критиковал условия продажи автомобилей, а самого его впоследствии обвинили разве что в «нелогичной и показной покупке» — якобы для улучшения статуса страны на международной арене. 

Сейчас Джастин Ткаченко все еще живет в Новой Гвинее и работает министром по вопросам ЖКХ. На Facebook он регулярно публикует новости о своих политических успехах.  

Фото — Yacht School. 

Фото — Yacht School

читайте также
Комментарии