Пересказываем статью Atlas Obscura.
Женщины в мужских костюмах позируют для снимка. Фото — Minnesota Historical Society
По словам историка из Университета штата Вашингтон и автора книги Re-Dressing America’s Frontier Past Питера Боага, несмотря на кажущееся отсутствие исторических данных, люди, которые не соответствовали традиционным гендерным нормам, были частью повседневной жизни Дикого Запада. Боаг наткнулся на описание судеб сотен похожих людей, исследуя книгу об истории геев Портленда. Полученные данные шокировали его, он еще никогда не сталкивался с чем-то подобным. Трансгендеры всегда существовали в нашем мире. Так почему же нам так редко встречаются данные о них?
Боаг расширил круг исследования за пределы северо-западного побережья, но ограничил его городами, расположенными к западу от Миссисипи и периодом времени от начала Калифорнийской золотой лихорадки до появления государственности на всех западных территориях.
И дело вовсе не в том, что этот период ознаменовался толерантным отношением к трансгендерам. По словам Боага, уклад на западных землях позволил многим людям жить в соответствии с их настоящей идентичностью.
«Моя теория заключается в том, что трансгендеры с восточного побережья США могли прочесть истории, похожие на их собственные судьбы. Они рассматривали Запад как место, где могли бы жить и работать, как им захочется», — заявляет Боаг.
Например, Джозеф Лобделл, который родился с приписанным женским полом в Олбани (Нью-Йорк) и переехал в округ Микер (Миннесота), где получил прозвище «Истребитель медведей и диких кошек».
Джозеф Лобделл до и после перехода. Фото — The Washington Post.
Вернемся к Гарри Аллену. В 1912 году его задержали в Портленде по подозрению в «белом рабстве» (фактически так называли принудительную проституцию) когда он пересекал границу штата с женщиной по имени Изабель Максвелл — проституткой, которая выдавала себя за его жену. На самом деле Максвелл была партнершей Аллена. Они вместе скрывались от закона. Полиция Портленда приговорила Аллена к 90 дням лишения свободы за «причудливость» — одно из туманных обвинений в гендерном несоответствии.
В 1908 году, до своего ареста, Аллен рассказал журналистам The Seattle Sunday Times о своем дискомфорте в связи с назначенным ему полом.
«Мне не нравилось быть девочкой, я не чувствовал себя девочкой и никогда не выглядел, как девочка. И так как я не мог принять себя таким, а на душе скребли кошки из-за мысли, что я буду изгоем женского пола, я решил стать мужчиной».
Статьи о Генри Аллене. Фото — History is Gay
Статья о Генри Аллене. Фото — History is Gay
Статья о Генри Аллене. Фото — History is Gay
Еще одна статья, посвященная Аллену, согласно которой Гарри довел двух женщин до суицида. Фото — History is Gay
Местные газеты заинтересовались личностью Аллена и видели в ней частицу духа американского фронтира. Одно из изданий назвало его «отбросом Запада» за яркий послужной список: салонные драки, бутлегерство, воровство лошадей. Журналисты изумлялись его развязному поведению, бранной лексике и пристрастию к алкоголю. За всю свою жизнь Аллен благодаря мужскому образу сумел поработать на многих профессиях: барменом, парикмахером и грузчиком.
В период с 1880 по 1930 годы население Сиэтла выросло с 3500 до 350 000 человек. По словам Боага, местные газеты того времени содержат в себе обширную коллекцию записей о трансгендерах, обитавших на фронтире. Естественно, в этих публикациях отсутствовал язык и понимание гендера, а сами издания набивали тираж за счет сенсаций, скандалов и громких заголовков.
Сиэтл в 1911 году. Фото — Seattle Municipal Archives
И хотя об Аллене узнали, потому что он пытался быть в центре внимания, многие трансгендеры прожили свою жизнь, стараясь не вызывать интереса прессы. Согласно исследованиям Боага, биологический пол выявляли чаще всего после смерти или гибели человека. Например, в 1908 году в Монтане скончался 80-летний лесоруб Сэмми Уильямс, и вся община была шокирована после того, как гробовщик установил, что погибший был женщиной.
Пресса и историки привыкли объяснять феномен трансмужчин как особую причуду фронтира. В конце концов, это была земля, в которой правили мужчины: жестокая, физически требовательная, пропитанная мизогинией. Вполне логично, что некоторые женщины предпочитали притворяться мужчинами в целях безопасности или чтобы обрести власть и свободу.
Милтон Мэнсон, которого арестовали в 1895 году за то, что он одевался как мужчина. Фото — History is Gay
«Если вы мужчина, вас вряд ли попытаются изнасиловать. Существует ряд доказательств, что некоторые женщины переодевались в мужчин, чтобы зарабатывать больше», — говорит Боаг. Иначе женщины могли рассчитывать только на работу, связанную с приготовлением пищи и уборкой.
В 1870-х годах полиция Сан-Франциско несколько раз арестовывала некую Жанну Бонне за то, что та переодевалась в мужскую одежду. Хотя Бонне объясняла свой выбор удобством профессии (она работала ловцом лягушек, что практически невозможно делать в платье). Но некоторые носили мужскую одежду всю жизнь, имея мотивацию посерьезнее денег.
Идея, что человек может выбрать другой гендер по чисто практическим причинам, объясняет отсутствие квир-истории Дикого Запада. Кроме того, мало информации сохранилось о мужчинах, которые одевались в женщин по личным причинам.
В то же время трансженщины едва ли могли рассчитывать на безопасность, и Боаг в своем исследовании столкнулся с гораздо меньшим количеством их историй. Но и они были. Например, случай с женщиной, известной всего лишь по имени миссис Нэш.
Единственное фото миссис Нэш от National police gazette (New York), 1879.
Родившаяся в Мексике, она проработала прачкой в седьмой кавалерии в Монтане свыше десяти лет и успела трижды выйти замуж за солдат-срочников.
Когда Нэш умерла от аппендицита в 1878 году, выяснилось, что она была мужчиной. В последующие месяцы в национальных газетах, писавших об этом удивительном случае, утверждалось, что ее всегда считали «лицом подозрительного пола», но в свидетельствах очевидцев, собранных в Bismarck Tribune, она описывалась как уважаемая женщина, декоратор, акушерка и признанный специалист в приготовлении тамале.
Вскоре Дикий Запад начал меняться, а с ним и стандарты одежды, и «причудливости» не было места в оседлой и цивилизованной Америке.
«После исчезновения Дикого Запада люди, которые начали там новую жизнь, также исчезли из нашей истории», — говорит Боаг.
Сегодня северо-западное побережье Тихого океана отдает дань уважения своим предкам в Музее Транс-Истории и Искусств. Крис Варгас, трансмужчина, живущий в Беллингеме (Вашингтон), основал этот музей, столкнувшись с огромным пробелом в знаниях между хорошо известной гей-историей северо-западного побережья и менее исследованной историй трансгендеров.
На протяжении всего исследования Боага никак не покидала мысль о непоколебимой стойкости трансгендеров, которые бросили вызов жизни на фронтире. В частности, его привлек случай трансженщины Элис Бейкер, проработавшей школьной учительницей в Харре (Оклахома). После того, как о ней доложили в полицию, она сменила множество городов, используя внушительный список превдонимов (Элис, Мэйбл, Мадлен Бейкер и Айрин Парди).
Похоже, столкновения с законом не помешали Бейкер жить, как ей хочется. Пока Элис была в бегах, то неоднократно получала предложения о заключении брака от нескольких евангельских служителей и адвоката, за последнего она таки вышла замуж. И прежде чем Бейкер исчезла в 1913 году, она отправилась в Японию, где вместе со своим мужем продавала поддельные купюры за золото. «Несмотря на все преграды, она боролась за право быть собой и преуспела», — заключает Боаг.