Чуть больше полугода Александр ведет Instagram-страницу «Підпільна пошта України». Там он публикует различные образцы марок и подробно рассказывает об их истории и происхождении. Недавно его увлечение привлекло внимание британского издания The Guardian.
В коллекции у Александра встречаются марки, напечатанные в США, Германии, Великобритании, Канаде, бывшей Чехословакии, Аргентине и других странах. Чаще всего такие марки были сувенирами, их клеили рядом с государственными на письма и бандероли. В некоторых случаях вырученные с продажи марок деньги шли на благотворительные цели, например, на установку памятника писателю Михаилу Коцюбинскому в Харькове.
Создатели марок чаще оставались анонимными, хотя среди их авторов встречаются известные украинские творческие деятели: например, художники-графики Георгий Нарбут и Роберт Лисовский.
Как пишет «Амнезія», Александр Космач изучал историю Украины и во время исследования периода УНР нашел множество визуальных артефактов того времени, среди которых были и марки, некоторые — столетние.
После 1920 года большинство вышедших марок были созданы правительством УНР в изгнании, ОУНовцами или украинцами, живущими за рубежом, потому что тогдашний режим уничтожал людей с проукраинскими взглядами.
Название паблика «Підпільна пошта України» отсылает к непризнанному почтовому ведомству, существовавшему в рамках Заграничного почтового отделения Заграничных Частей Организации украинских националистов-революционеров. Организация выпускала пропагандистские марки в период с 1949 по 1983 годы, однако в коллекции Александра встречаются марки, выпущенные и другими общественными и политическими организациями.
По словам Александра, цена марок зависит от возраста, состояния или распространенности. Некоторые стоят 1-2 доллара за штуку (27-55 гривен), другие — 200 долларов (5,5 тысячи гривен). Отдельные экземпляры уходят с международного аукциона по 7500 долларов (206 тысяч гривен). Увидеть больше альтернативных марок можно, перейдя по этой ссылке.
Изображения — «Амнезія», The Guardian, Instagram.
После продажи своих марок на виолити даже не вспоминал об филателии и вот – повод начать заново