Паблик-арт, или общественное искусство, — достаточно новое и уже популярное направление. Единственное условие: он должен размещаться исключительно в городском пространстве, чаще всего под открытым небом. Памятники, мемориалы или скульптуры — это старейшие примеры санкционированного паблик-арта. По сути, паблик-артом может называться любой предмет искусства, расположенный в доступном каждому пространстве.
Зачастую художники используют общественные инсталляции, чтобы обратить внимание на такие насущные темы, как экология, политика, влияние технологий, гендерное и социальное неравенство.
Это партнерский материал, который мы написали вместе с Одесским художественным музеем.
Прижился ли паблик-арт в Украине
«Пробуждение». Фото — Одесский художественный музей.
«Пробуждение» — архитектурная инсталляция художницы Дарьи Кольцовой, которая появится этой осенью на набережной Херсона. Работа посвящена проблеме вырубки леса и привлекает внимание к природе региона: Олешковскому лесу, пустыне, йодовым розовым озерам и лиманам.
«Несмотря на потенциал региона, экологические проблемы стоят здесь особенно остро. Лес незаконно вырубают, а вокруг — густое облако коррупции и безнадежности. Горожане жалуются на многочисленные заброшенные парки, качество воздуха и недострои по всему городу», — гласит концепция проекта.
Сама Дарья называет Херсон городом контрастов. «В команде со мной был участник, Алексей Сандаков, который сравнил город с самолетом, который идет на взлет, а его возвращают обратно. Почти во всех рассказах, которые я здесь слышала, чувствовала потенциал к изменениям, к трансформации и рождению в новом качестве», — объясняет художница.
«Пробуждение» — это публичное пространство, открытое для взаимодействия с туристами и горожанами, кусочек природы среди ежедневного быта Херсона. Здесь будут и аудио-, и визуальные эффекты, которые напомнят посетителям озера и лес.
Идея Дарьи появилась и будет реализована благодаря проекту «Музеи в авангарде общественных изменений». Он проходил с 26 октября 2019-го по 31 июля 2020 года в трех городах Украины: Одессе, Херсоне и Бердянске на базе Одесского, Херсонского и Бердянского художественных музеев.
Инициатива включала в себя проведение выставки Исаака Бродского, лекции украинских философов, музейщиков и художников, призванные отследить, насколько тесно связаны между собой искусство, культура, общество и политика. Многие из выступлений можно бесплатно посмотреть на YouTube-канале Одесского художественного музея.
Важной частью проекта стал айдиатон, который прошел в Херсоне в феврале этого года. Шестьдесят человек придумали 10 идей арт-объектов, которые можно реализовать в публичном пространстве, привлекая внимание горожан к проблемам региона. Формат айдиатона помог объединить в команды художников, активистов, маркетологов и представителей городов — Херсона, Одессы, Бердянска. На нем победила команда художницы Дарьи Кольцовой — с идеей архитектурной инсталляции «Пробуждение» на набережной Херсона.
Проект «Музеи в авангарде общественных изменений» был реализован при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). The «Museums at the forefront of social change» project was implemented with the support of the United States Agency for International Development (USAID).
Из-за пандемии COVID-19 основные партнеры проекта были вынуждены перенаправить средства, которые планировали потратить на создание инсталляции, на противодействие распространению вируса. Поэтому в августе команда Одесского художественного музея запустит краудфандинговую кампанию для сбора недостающих средств.
«Дождь» Назара Билыка. Фото — Fishki.
Название «паблик-арт» может звучать необычно, но это не что-то новое для Украины. Еще в 2011 году в Киеве открылся первый парк современной скульптуры и инсталляции. На Пейзажной аллее установили 17 арт-объектов, подаренных городу меценатами. Среди них скульптура «Дождь» Назара Билыка, «Ткань» Ольги Громовой, инсталляция «Форма света» Жанны Кадыровой.
«Ткань» Ольги Громовой. Фото — Игорь Бигдан.
«Форма света» Жанны Кадыровой. Фото — Wikimapia.
Загадочная синяя рука возле бывшего памятника Ленину на бульваре Шевченко в Киеве справилась с основной задачей паблик-арта — вызвала большой резонанс. У людей, проходящих мимо, появились эмоция и желание задать вопрос, что означает такая скульптура. Рука, одновременно левая и правая, — это работа Middle Way румынского скульптора Богдана Раца, которая символизирует дружбу и единство. Скульптуру установило посольство Румынии в рамках проекта Moving Monuments — «Движущиеся памятники».
Фото — Слово и дело.
Муралы — тоже одно из направлений паблик-арта. Сегодня рисунки появляются на стенах каждого города Украины. Правда, теперь стоит разобраться, хорошо это или плохо. И кто будет решать, достаточно ли органично вписывается мурал в городскую среду.
Паблик-арт для городов
Паблик-арт привлекает современных художников своей доступностью — стены музеев не нужны, искусство можно нести сразу на улицы. Уличные инсталляции провоцируют и даже кажутся кому-то скандальными — как синяя рука в Киеве. А иногда они становятся частью городского ландшафта, и без них сложно представить тот или иной город.
«Облачные врата» в Чикаго. Фото — Choose Chicago.
Например, скульптура британского художника Аниша Капура «Облачные врата» уже больше 10 лет остается визитной карточкой Чикаго. Это была временная экспозиция, которая настолько понравилась жителям, что ее пришлось оставить. Образ скульптуры символизирует ртуть и отражает все происходящее вокруг. В путеводителях ее также нежно называют «фасолинка» — не сложно догадаться, почему.
Фото — Hans Engbers.
Паблик-арт может быть представлен абсолютно любым течением в искусстве. Надпись «Любовь» скульптора Роберта Индиана — самые знаменитые буквы в стиле поп-арт. «Любовь» в виде квадрата с наклоненной буквой «О» была создана в 60-е годы, в эпоху расцвета культуры хиппи. Сам Индиана говорил, что вдохновлялся цитатой «Бог есть любовь».
Всего одно слово стало настолько популярным, что начало появляться на марках, скульптуру пытались копировать во многих городах по всему миру, а сам Роберт Индиана даже использовал стиль скульптуры для предвыборной кампании Обамы — вместо «love» он написал «hope».
Фото — World of Art.
Гигантский ребенок в Сингапуре: художник Марк Куинн взял за основу фигуру своего спящего сына и создал грандиозную шестиметровую скульптуру спящего малыша. Волшебство в том, что огромная многотонная скульптура как будто бы зависла в невесомости над зеленым полем.
Марк назвал инсталляцию Planet, отсылая зрителей к идее рождения планеты и всего сущего на ней. А вот для Сингапура этот объект несет символический смысл: ребенок означает новый этап в развитии страны — за последние пять лет Сингапур стал одним из самых быстро развивающихся государств мира.
Уже на протяжении многих лет художники выходят из музеев, чтобы захватить улицу — создать провокацию, рассказать о наболевшем или просто порадовать. Не всегда паблик-арт бывает удачным, но он точно стал частью городов по всему миру. А что делать с таким видом искусства и как на него реагировать — решает сам зритель. Правильных ответов нет.