Пересказываем материал Smithsonianmag о том, как «народный автомобиль» Гитлера стал символом борьбы за права человека и мир во всем мире.
История марки Volkswagen началась в 1933 году. Адольф Гитлер тогда распорядился создать «народный автомобиль», по-немецки так и звучит — Volkswagen.
Непосредственно над хиппи-бусом начали работать уже после Второй мировой войны: компания захотела расширить ассортимент, чтобы «встряхнуть» промышленность. Дизайн нового микроавтобуса придумал Бен Пон. Приехав на предприятие, он увидел внутризаводской автокар, в котором водительское место располагалось сзади, — его собрали работники завода на базе шасси Volkswagen «Жук». Эта модель и стала основой для хиппи-буса.
Идею развивали несколько лет и наконец в 1950 году запустили производство микроавтобуса. Volkswagen предложил два варианта модели: «Комби» с боковыми окнами и съемными средними и задними сиденьями и «Коммерческую», ставшую, по сути, первым минивэном.
Маркетологи сделали акцент на простоте стиля и пользе минивэна для дома и работы. Владельцам микроавтобусов особенно нравилось то, что в нем можно перевозить все что угодно.
В Соединенных Штатах Volkswagen Т2 рассматривали как бюджетную альтернативу семейному универсалу. Ездить на минивэне и обслуживать его было легко и удобно благодаря вместительному салону, заднему приводу и двигателю с воздушным охлаждением.
Главным достоинством микроавтобуса Volkswagen стала возможность оборудовать его под свои нужды. Бусик особенно полюбился тем, кто предпочитает активный отдых на природе. В салон помещались кровати, раковины и другие элементы быта.
Компания Volkswagen учла эту тенденцию и заключила контракт с Westfalia — немецким производителем тележек и прицепов. Фирма запустила производство спецкомплектов для переоборудования бусиков. Первые кемперы Volkswagen Westfalia экспортировали в США в 1956 году.
Популярность микроавтобуса росла, особенно среди представителей контркультуры. Внешне Volkswagen отличался от всех моделей крупных автопроизводителей в первую очередь своей формой — она похожа на коробку. За это его и любили неформалы. В то время был популярен пацифизм, многие рисовали на бусике знак мира, который ассоциировали с хиппи. Поэтому Volkswagen прозвали «хиппи-бус».
«Автобус получил популярность среди людей, которые отвергали мейнстримовую американскую культуру. Таким образом они заявляли: “Нам не нужны ваши большие машины на восьмицилиндровых двигателях”», — объяснил Роджер Уайт, сотрудник Национального музея американской истории при Смитсоновском институте.
Микроавтобус также пользовался успехом у маргиналов, которые использовали его для доставки людей на митинги, избирательные участки и акции протеста во времена политических и культурных потрясений 60-х. Микроавтобус стал еще и символом расовой борьбы, которая в то время охватила большую часть Америки.
В музее, который открылся в 2016 году на Национальной аллее Вашингтона, выставлены две части ржавого и выцветшего зеленого хиппи-буса. На нем колесили Исав и Джейни Дженкинс — активисты движения за гражданские права афроамериканцев. На заднем люке все еще видны слова, которые написал Исав: Love is progress. Hate is expensive. Почти так же выглядели все хиппи-бусы того времени.
Когда исчезли хиппи, пропал и интерес к минивэну. Его производство закрыли в 2014 году. Однако символ контркультуры вернется в 2022 году — теперь он станет электромобилем.
Модель I.D. Buzz, новейшая версия микроавтобуса Volkswagen на электродвигателе, будет выдавать 369 лошадиных сил. В оригинальном бусике было всего 30 «лошадок».
Все фото — Smithsonianmag, Sean McCarthy.