Александра Подгорная
06 мая 2020

История ирландских путешественников — табор не уходит и учится жить, как все

Если мы узнаем, что этническую группу описывают словом «кочевники», то первым же делом вспомним о ромах с их характерными чертами — пестрыми одеждами, темными волосами, смуглыми лицами. Но у живущих в Ирландии возникнут совершенно другие ассоциации. Они представят рыжеволосых людей с веснушками и светлой кожей, которые обосновались в трейлерах на окраине — ирландских «путешественников» (Irish Travellers). Этот народ именует себя пэйви, до сих пор разводит лошадей, занимается мелким промыслом и давно оставил странствия в прошлом.

Сейчас в Ирландии проживает около двадцати четырех тысяч пейви, а это менее 1% от общего населения. Более пятнадцати тысяч — в Великобритании и около семи тысяч добрались в США.

Исследователи не могут сойтись во мнениях о происхождении пэйви. Историки полагают, что это потомки ирландских крестьян, потерявших земли в XVII веке. Во времена завоевания острова англичанами земледельцев согнали с их угодий и вынудили скитаться без возможности вернуться домой. Странники промышляли мелкой перепродажей — покупали дешевле и продавали дороже в другом городе, торговали лошадьми, которые перемещались вместе с ними по стране. Также они паяли медную посуду, чинили обувь, чистили дымоходы и ремонтировали крыши. В сезон работали на чужих полях. 

В период после Второй мировой промышленность набрала обороты и удешевила массовое производство посуды, люди все чаще пересаживались с лошадей на автомобили, а сельскохозяйственная техника заменила труд людей. Пэйви снова лишились привычных источников дохода и были вынуждены искать новые. Они стали селиться на окраинах в разрушенных войной домах, восстанавливая из руин пригодное для существования жилье. Там же оставляли свои повозки. Мужчины собирали и сортировали металлолом, макулатуру и стеклотару, а женщины и дети — попрошайничали. Их поселения все крепче прирастали к городам, и самые настойчивые пэйви находили хорошую работу, но это были единичные случаи. 

Image Title
Image Title
Image Title

В основном горожан раздражало скопления бродяг, и в 1963 году правительство обратило внимание на проблему кочевников. Неграмотные, инфицированные различными болезнями люди причиняли неудобства населению. Для них было решено оборудовать специальные площадки вдоль дорог, где табор мог бы подключиться к электросети, водопроводу и канализации. А самое главное — их дети впервые смогли посещать школу. 

Ирландские путешественники между собой говорят на языке шелта, чей синтаксис и лексика повторяют структуру ирландского и шотландского. Правда, последние годы все чаще в их общинах звучит английская речь, но с отличительным акцентом и особой манерой. Пейви воспитываются как католики. Их женщины выходят замуж в юном возрасте — от 15 до 19 лет. В семьях, как правило, больше пяти детей. Обычаи и говор ярко выделяют их в социуме. Например, для девочек существует праздник первого причастия, когда их наряжают в свадебные платья и ведут в церковь. Это торжество совпадает с периодом полового созревания детей, и таким образом семья объявляет, что их дочь готова начать поиски будущего мужа. 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Большинство из пэйви к XXI веку осело и успело обзавестись настоящими домами на тех самых временных площадках для таборов — государство всячески способствовало локализации «путешественников» на отдельной территории и разрабатывало программы помощи. Их поселения наполовину состоят из небольших домов, но ровно такое же место в инфраструктуре отведено транспорту, который позволяет сорваться и уехать в любой момент. 

Конечно, современные кочевники передвигаются не в кибитках и не в караванах, их выбор — дом на колесах и прицепы для кемпинга. Фургоны пэйви олицетворяют для них свободу и возводятся в ранг связующего звена с предыдущими поколениями. Пусть даже каждый второй трейлер без колес, караваны белых фургонов укрыты навесами, а податься в путь можно разве что на обычной машине. Это преклонение перед непрерывным движением отображено даже в стилистике памятников на их могилах. 

Image Title
Image Title
Image Title

Власти борются с пэйви, которые упрямо не хотят оставаться в одном месте и предпочитают селиться на парковках супермаркетов, торговых центров и пляжей. На съездах с дорог и на въездах на парковки стоят рамки-ограничители высотой чуть больше двух метров. Они не позволяют трейлерам подъезжать слишком близко к общественным местам, ведь местные опасаются «путешественников», отождествляя их с криминальным миром, антисанитарией и шумным поведением. 

Живущие в своих домах пэйви говорят, что, несмотря на абсолютно обычный быт, они постоянно сталкиваются с дискриминацией. Полиция ищет виновных в преступлениях в первую очередь среди «путешественников», им периодически отказывают в госпитализации или выгоняют из магазинов. Социологические опросы показали, что население Ирландии лояльней относится к недавним иммигрантам из стран Азии, Африки и Восточной Европы, чем к генетически близким скитальцам. 

Предвзятость со стороны общества вырабатывалась десятилетиями и действительно имела основания. С появлением табора возле городов рос уровень преступности, организованные банды «путешественников» совершали налеты. Но сейчас общины стараются стать ближе к другим социальным группам, развиваться и наладить свою жизнь в соответствии с общепринятыми нормами. Мужчины признаются, что скучают по кочевой жизни, а женщины, напротив, рады более спокойному ритму быта.

Image Title
Image Title
Image Title

Фотограф Joseph-Philippe Bevillard посвятил два десятка лет исследованию жизни пэйви. Большинство фотографий в этом материале его авторства. В 2000 году он переехал в Ирландию и первое, что увидел по дороге из аэропорта, — стоянки вдоль дорог с импровизированными жилищами «путешественников». 

Так он описал свои впечатления: «Вокруг бегали полуодетые дети с большими пони. На бельевых веревках ветер развевал одежду, очевидно, выстиранную вручную, поскольку водопровода в округе не наблюдалось. Матери и дочери занимались своими делами, парни сжигали мусор на кострах». В дальнейшем фотограф запечатлел радостные и трагичные моменты жизни этого народа. Его всегда поражала индивидуальность этих людей и выразительные лица, которые навсегда остаются в памяти. 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

И напоследок: это в русском переводе герой Брэда Питта из фильма «Большой куш» — цыган. В оригинале он именно пэйви.



Комментарии