16 февраля 2020

Называют домом. Заброшенный грузинский санаторий, в котором живут беженцы

«У ребенка в качестве игровой площадки есть все это здание», — говорит канадский фотограф Райан Купманс об одном из санаториев города Цхалтубо. Небольшой городок с термальными водами был престижным курортом Грузии, а сейчас в его заброшенных здравницах до сих пор живут беженцы — жертвы Абхазской войны. Люди приспособились к быту в этих грандиозных руинах, здесь же рождались их дети. Прошло более двадцати пяти лет. Но все-таки как вышло, что уже три поколения называют санатории Цхалтубо своим домом?

Об этом пишет CNN

Весь проект можно увидеть на сайте фотографа. 

Город Цхалтубо был популярным оздоровительным центром в советское время — он славился лечебной радоновой минеральной водой и роскошными санаториями. Термальные воды Цхалтубо были известны еще в VII веке. А в годы активного развития здесь построили 19 санаториев и пансионатов. Тысячи людей посещали эти объекты ежегодно, включая высокопоставленных чиновников со всего Союза. 

К 1991 году санатории практически лишились загрузки и пустовали.

Вскоре природа начала претендовать на некогда занятую человеком территорию. Лозы, сорняки и мох взбирались по стенам и декору богато украшенных интерьеров. Корни и ветви прокладывали себе путь между колонн, сквозь арочные своды банных комнат прорастали деревья, семена которых случайно подбросил ветер. 

Даже когда здания обветшали, жизнь Цхалтубо не остановилась.

В 1992 году вспыхнул вооруженный конфликт в Абхазии — оккупированной автономной республике на северо-западе Грузии. Люди были вынуждены оставить свои дома, и правительство предложило им временно разместиться в незанятых санаториях Цхалтубо. 

Обитателям «курорта» предстояло адаптироваться к новым условиям существования без света, отопления и водопровода. Но многие переселенцы даже не пытались покинуть город-убежище, думая, что власти найдут решение и предоставят другое жилье. Ожидание затянулось. От войны спасались целые семьи — у первоначальных жителей здравниц были маленькие дети и уже появились внуки. Большинство из этих людей не знают ничего, кроме стен санаториев, покрытых советскими мозаиками. Все, кто мог уехать, — уезжали. Другие же учились взаимодействовать с обретенным «домом».

«Знаете, какое это было красивое здание? Лестницы, устланные красными коврами, сверкающий паркет. Мы здесь уже 27 лет. На уход за таким огромным комплексом нужны деньги, у нас их не было. Поэтому все разрушилось, а жить здесь сейчас уже опасно», — рассказал один из жителей Цхалтубо в интервью. 

Беженцы сумели подключиться к старым водопроводным линиям, подвести электричество и начали выращивать овощи возле корпусов, кто-то завел домашних животных и птиц. Деревянные полы были расколоты на дрова, арматура сдана на металлолом. 

Когда-то санатории Цхалтубо проектировались как модель прогрессивной архитектуры. Здесь присутствовали и классицизм, и этнический грузинский декор, и четкие геометрические формы. 

На своих снимках Райан Купманс показывает величие архитектуры, ее непреклонность перед обстоятельствами и временем. Внутри зданий схожий процесс — люди смогли выстроить свою жизнь, несмотря на окружающие их руины. Все в их быту — импровизация и хенд-мейд. 

За последние два года произошли первые изменения за много лет. Инвесторы начали выкупать землю, сносить здания и рассчитывают перезапустить курорт. Здесь планируют создать туристический объект с комплексом спа класса «люкс». Это стало единственным толчком для переселения некоторых беженцев, застройщики предлагают им альтернативную жилплощадь. 

Вероятнее всего, большинство санаториев Цхалтубо останутся в исконном виде только на фотографиях.

Изображение села в Абхазии, которое пришлось покинуть переселенцам.

Изображение села в Абхазии, которое пришлось покинуть переселенцам.

Комментарии