История

Экстремальные развлечения одесситов на рубеже XIX и XX веков

3 мин
14 августа, 2019

Сегодня полеты на воздушном шаре и катание на коньках воспринимаются как отдых, не особо связанный с экстримом. Но сто лет назад все было иначе. Рассказываем об опасных увлечениях одесситов и одесситок (да-да).

Это партнерский материал, написанный вместе с сервисом сравнения и онлайн-оформления банковских и страховых продуктов Hotline.finance.

Нет сомнений, кто в Одессе считается главным экстремалом. Это Сергей Уточкин — «кумир рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек», как писал о нем Александр Куприн. Уточкин успешно занимался пятнадцатью видами спорта — он стал чемпионом Одессы в соревнованиях по конькобежному спорту, теннису, фехтованию, гребле, плаванию, боксу и борьбе. Сам построил яхту и победил на ней в регате, опускался на дно моря в водолазном костюме, занимался джиу-джитсу, прыгал с парашютом, летал на воздушном шаре, освоил роликовые коньки, основал два футбольных клуба и стал пионером авиации. А по Потемкинской лестнице ему было скучно просто ходить, поэтому он спускался по её ступеням на велосипеде, мотоцикле и автомобиле. Владимир Маяковский посвятил ему строки поэмы «Москва-Кенигсберг»: 

От чертежных дел
седел Леонардо,
чтоб я летел,
куда мне надо.
Калечился Уточкин,
чтоб близко-близко,
от солнца на чуточку,
парить над Двинском.

В общем, брать пример с Уточкина было сложно, но одесситы старались.

Отправляясь в другую страну даже не на экстремальный отдых, стоит приобрести туристическую страховку. Сейчас это можно сделать онлайн с помощью смартфона, потратив пять минут времени и сэкономив деньги на комиссии. Страховка в страны Европы на неделю стоит от 89 гривен и может спасти от огромных выплат местным медицинским учреждениям. Как оформить страховку? С помощью сервиса Hotline.finance. В несколько шагов: необходимо перейти на сайт и указать количество туристов, даты и направление поездки, сравнить цены ведущих страховых компаний, определиться с программой, оплатить услугу и мгновенно получить действующую страховку на e-mail.

Полеты на аэроплане

С тех пор как 8 марта 1910 года Михаил Ефимов совершил первый в империи публичный полет на аэроплане, Одесса заболела авиацией. Мальчишки мечтали о полетах (одним из таких мальчишек, кстати, был Сергей Королев, обеспечивший Юрию Гагарину полет в космос). Авиастроительный завод банкира и купца Артура Анатра получал новые заказы, а при его же Одесском аэроклубе был открыт военно-авиационный класс с бесплатной формой обучения. А спустя всего два года полеты стали доступны всем желающим (но обладающим внушительной суммой денег).  Газета «Одесский листок» в июле 1912 года писала, что главное модное развлечение лета — это катание на аэроплане. «Обыкновенный смертный, желающий в обществе пилота господина Хиони подняться “за облака,“ уплачивает 25 рублей и возносится над землей. Помимо 25 рублей у смельчака отбирается подписка в том, что если он по своему или же не своему желанию возвратится с облаков на землю не на аэроплане, а другим каким-нибудь способом, то чтобы претензий к аэроклубу этот пассажир не предъявлял». В газете отмечалось, что, несмотря на значительную цену (фотоаппарат, например, тогда можно было купить за 10 рублей), не ощущается недостатка в любителях острых ощущений. Журналист добавляет, что «много есть и представительниц прекрасного пола — молодых и отважных дам и эксцентричных девиц».

Image Title

Иллюстрации Алины Кропачовой.

Полеты на воздушном шаре

Заезжим экстремалом был писатель Александр Куприн — он в Одессе как поднимался над облаками, так и спускался на морское дно. В сентябре 1909 года он вместе с Уточкиным и двумя журналистами полетел на воздушном шаре, принадлежавшем Одесскому аэроклубу. Начинался полет не очень удачно: из-за пасмурной погоды старт задерживался, а потом оказалось, что поместиться вчетвером в небольшой корзине будет проблематично. Позже Куприн об этом писал: «Пилот говорит, что можно садиться в корзину. Легко сказать – садиться, но как туда влезешь вчетвером? Корзина не больше как мне по пояс, в верхнем обрезе два квадратных аршина, книзу немного суживается… садимся со всей смехотворной неловкостью, на которую только способны новички…». Но шар все же взлетел и полтора часа летал над Одессой, поднявшись на высоту 1250 метров. 

Велосипедные гонки

Одним из первых спортивных клубов в Одессе стало Одесское общество велосипедистов-любителей, основанное в январе 1888 года и проводившее даже международные гонки. Президентом общества был избран профессор университета Викентий Шерцль, совершивший годом ранее велопробег из Милана в Прагу. Цель общества, согласно его уставу, была в «сближении любителей велосипедной езды, усовершенствовании в ней и распространении употребления велосипеда как здорового, удобного и приятного средства передвижения». Спустя четыре года в гонках стали принимать участие и женщины, а в 1894 году на месте аттракционов в нынешнем парке Шевченко был открыт первый в Российской империи асфальтовый велосипедный трек, его длина составляла 355, а ширина — 5 метров. Для зрителей были устроены крытые трибуны, вмещавшие около 800 человек. В 1915 году велогонки стали одним из видов соревнований «Первой Одесской Олимпиады». Спортсмены и любители соревновались в 25 видах состязаний, в том числе по легкой атлетике, перетягиванию каната, фехтованию на рапирах, теннису, гимнастике, борьбе и боксу.

Image Title

Скачки

Первые скачки в Одессе были проведены еще в 1829 году — их инициировал генерал-губернатор Михаил Воронцов. Он был фанатом конного спорта, чему очень способствовали два факта: Воронцов был сыном посла и воспитывался в Англии, а еще семье его супруги принадлежало несколько конных заводов в Киевской губернии. Но место для полноценного ипподрома Городская Дума утвердила только в 1887 году. В 1890 году по проекту архитектора Юрия Дмитренко были построены трибуны и конюшни, а в 1893 году к трибунам пристроили два балкона. В таком виде ипподром на Фонтанской дороге существует и сейчас. Но был в Одессе и еще один ипподром, построенный на Пересыпи в самом начале XX века (он, к сожалению, не сохранился). Тогда же соревнования было решено разделить — на Большом Фонтане проводились бега (наездник сидит в специальной тележке, в которую запрягают лошадь), а на Пересыпи — скачки (жокей сидит верхом на лошади).

Катание на роликах

В 1912 году в Одессе появился свой скейтинг-ринг, куда публика приходила покататься на роликовых коньках. Его открытию предшествовала не очень радостная история, поскольку ринг находился в восстановленном здании русского театра, сильно пострадавшем от пожара в сентябре 1906 года. Тем не менее катание на роликах стало весьма популярно в городе, а про одесского «ролькобежца» Джеймса Робертса писали даже крымские газеты.


Комментарии


Читайте также