06 мая 2019

Как это было. Интервью с украинцами, снявшими первый Инстаграм-фильм про Холокост

Всю прошедшую неделю мир обсуждал Инстаграм-аккаунт от лица 13-летней Евы Хейман, погибшей в Аушвице. Создатели проекта @eva.stories решили показать, что было бы, если жертва еврейских погромов могла записать все события на телефон и выставить в своем блоге. Сейчас на профиль Евы подписано полтора миллиона человек. Как оказалось, снимал первый в мире Инстаграм-фильм украинский продакшн COLORFILM во Львове. Над ним работали люди со всей страны и, в частности, из Одессы. Маяк поговорил с генеральным продюсером компании COLORFILM Яной Картун, линейным продюсером Тоней Патраманской и одесским актером Сергеем Деньгой о том, каково это — участвовать в съемках истории жертвы Холокоста для Инстаграма.

Киевский продакшн COLORFILM существует с 2010 года. Компания занимается съемками рекламных роликов, клипов, работает для телевидения. По словам Яны Картун, Израиль — одна из основных стран-партнеров по съемкам.

Яна: Проект @eva.stories пришел к нам благодаря плотному сотрудничеству с одним из израильских продюсеров. Он позвонил нам и спросил, найдем ли мы в Украине очень много единиц военной немецкой формы образца 1944 года. Сможем ли мы найти немецкий танк, а также достаточно аутентичные локации. Это прозвучало очень заманчиво, поскольку мы любим вызовы.

Тоня: Кроме этого, нас подкупил и заинтересовал необычный формат самого проекта. До нас этого не делал никто. Интересно было попробовать снять фильм для Инстаграм. Технически — это новая задача.

Актриса Мия Квини и настоящая Ева Хейман

Актриса Мия Квини и настоящая Ева Хейман

Реально существовавшая Ева Хейман родилась в венгерском городе Надьварад. В качестве локации для фильма о ней был выбран Львов. Подготовка к съемочному процессу сопровождалась консультациями с историками: они описывали как выглядел родной город девушки, как выглядели его улицы. Собирать всю необходимую атрибутику времен Второй мировой помогали украинцы, которые занимаются историческими реконструкциями.

Тоня: Эти люди — фанаты истории. Они собирают военную форму разных времен, оружие, какие-то военные артефакты. Устраивают мероприятия, делают реконструкции известных битв. Мы привлекли порядка ста человек реконструкторов и привозили их со всей Украины. Это было необходимо для самого массового дня съемки, когда происходила сцена входа немцев в город.

Также, нам был нужен танк и наш художник-постановщик Владимир Черемис нашел его в Виннице. Это был не настоящий танк модели “Тигр”, а его макет — облегченная версия весом в 17 тонн. Мы доставили его в сопровождении полиции и аккуратно “припарковали”. Это было очень масштабное мероприятие. Реальная машина весит порядка 60 тонн, нам бы никто не разрешил ввести ее в город, провести по брусчатке. После нее пришлось бы перекладывать все львовские дороги.

Фото — COLORFILM

Фото — COLORFILM

Идея снять фильм про Холокост для Инстаграм принадлежит израильскому бизнесмену Мати Кохави и его дочери Майе. Они вместе написали сценарий, режиссировали и монтировали. По словам продюсеров, сама съемка во Львове длилась 9 дней. От украинского продакшена в нем участвовало около 50 человек. Остальные участники приезжали и уезжали.

Приехал во Львов и одесский актер Сергей Деньга. В нашем городе Сергей работает в “Театре на Чайной”, также снимается в Киеве и за границей.

Сергей: По сценарию, мой персонаж назывался “Man in suit” — человек в костюме. Это немецкий служащий, который в сопровождении солдат ходил и забирал у евреев их бизнес или имущество. В своей сцене я прихожу к дедушке Евы, который был владельцем аптеки. Я говорю ему, что аптека больше ему не принадлежит и государство забирает ее. В этот момент Ева как раз играет там со своей подружкой.

View this post on Instagram

Наш актёр – Сергей Деньга @sergeydenga в очень интересном проекте – @eva.stories – который посвящен еврейской девочке Еве Хейман, погибшей в Освенциме в 1944 году. Ева была родом из Венгрии и на момент гибели ей было всего 13 лет. Оказалось, что до нынешнего времени сохранился дневник Евы, который она вела до своей гибели. Что если бы девочка вела не дневник, а страничку в instagram? Как Вам проект? Нашли Сергея? #театрначайной

A post shared by "Театр На Чайной" (@tea_atr) on

Для участия в проекте сначала нужно было отослать “самопробы” – так называют видео, где актер снимает себя на камеру. Сергей объясняет, что так работать гораздо удобнее: не нужно ехать во Львов или Израиль, чтобы получить ответ об участии.

Сергей: Насколько я знаю, режиссер Мати Кохави рассматривал 25 претендентов на эту роль. Но выбрал именно меня, потому что я напомнил ему немецкого актера, любимца Квентина Тарантино — Кристофа Вальца. Персонажи этого актера зачастую тоже очень вежливо рассказывают людям, что их будут убивать. Они культурны, обходительны, но при этом делают нехорошие вещи.

Для меня все роли прекрасны. Независимо от того, играешь ли ты немца, который забирает у евреев имущество, маньяка-убийцу или доброго человека с большим сердцем. Это просто персонажи. Такие люди были, есть и будут — задача актера их играть, а не копаться в каких-то моральных терзаниях. Если актер начинает осуждать своего персонажа, он теряет свою творческую энергию, которая необходима для создания роли.

Большинство актеров, задействованных в проекте были британцами. Мне очень понравилось с ними работать, у них четкая субординация на площадке, бережное отношение к общему делу. Я вообще очень люблю участие в международных проектах. Считаю, что путь Украины — действительно европейский. У нас есть прекрасные актеры, владеющие английским языком. Они могут сниматься в иностранных фильмах и я сам стараюсь в них сниматься — в США или Европе.

На процесс работы повлиял и необычный формат селфи-блога. Генеральный продюсер компании COLORFILM Яна Картун рассказывает, что для съемочной группы это стало своеобразным вызовом.

Яна: У нас стояла задача: мы видим все происходящее от лица Евы. Как будто у нее в 1944 году есть смартфон и она ведет свой Инстаграм-блог. Она фиксирует все, что с ней происходит. Именно этим нас зацепил проект. К тому же, это такой необычный формат съемки. Снимать вертикальное видео – это то, к чему мы не привыкли в киношной сфере. Пришлось изобретать целую схему, как это сделать.  

Фильм снят на два источника. Прежде всего, мы снимали на смартфон, чтобы видеть как это потом будет выглядеть при просмотре. Плюс, наша главная актриса Мия часто сама держала телефон и снимала себя. Благодаря этому мы знали, как сделать сцену. Для оператора не так уж просто построить вертикальную композицию. Второй источник — это камера, она у нас была не самая профессиональная. Достаточно легкая модель, которую девочка или оператор могли держать в руке. Так, чтобы это было максимально похоже на телефонную съемку.

Сергей: Действительно, при вертикальной съемке теряется очень много крупных планов, это больше похоже на театральную работу. Ты постоянно должен играть, развернувшись к телефону. Все снималось одним планом и актерам приходилось выходить на самоукрупнение — все время поворачиваться в сторону камеры. Нужно было играть, как на сцене, как бы поворачиваясь к зрителю.

Фото — COLORFILM 

Фото — COLORFILM 

Еще за несколько дней до запуска на аккаунт Евы подписалось около 200 тысяч человек. Сейчас в профиле почти полтора миллиона подписчиков. Историю Евы посмотрели миллионы людей по всему миру, фильм вызвал огромный резонанс. Несмотря на то, что проект о Холокосте одобрил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, некоторые люди сочли селфи-формат оскорбительным.

Яна: От наших друзей в Израиле мы слышали не только позитивную реакцию. Холокост — очень чувствительная для них тема. Люди остро реагируют на коммерциализацию этого события.

Тоня: Они боятся, что это превратится в развлечение. Тема Холокоста для них святая, они не шутят на эту тему. При просмотре фильма у многих возник диссонанс, потому что Инстаграм ассоциируется прежде всего с развлечением. Именно это вызвало волну негативной критики. Но тех, кто поддержал проект, конечно, больше.

После этого фильма многие люди стали говорить о том, какой это уникальный и крутой формат. Я уже не раз читала комментарии и сообщения о том, что было бы хорошо снять подобный проект о событиях Голодомора в Украине. Таким образом можно было бы информировать молодежь, которая сейчас уходит от книг.

Это классный способ — доносить серьезные вещи языком Инстаграма.

Комментарии