16 ноября 2020

Когда статуя голой женщины — твой дом. История скульптуры в Тихуане, ставшей символом города

«Обнаженная женщина высотой с пятиэтажный дом» — с таким предложением в 1987 году Армандо Гарсия Муньос, неряшливо одетый студент колледжа искусств, пришел к местным властям. Создание статуи задумывалось в честь столетия со дня превращения Тихуаны из деревни в город, та даже имела официальное название «Тихуана III тысячелетия». Чиновники отказали Муньосу, не приняв всерьез его фантазии. 

Скульптор, который на тот момент не создал еще ни одной статуи, решил воплотить свою идею, но иначе. Муньос переехал в самый бедный район и приобрел за копейки небольшой участок с подходящим зданием — он начал сооружать «деву» в качестве пристройки к собственному дому. 

Для возведения фигуры потребовались арматура, сетка, цементный раствор и целых четыре года. Ушло 18 тонн стройматериала. В интервью Армандо перечисляет все круги ада, пронизанные унижением, через которые ему довелось пройти. Преподаватели колледжа называли его безумцем. Потенциальные инвесторы сразу же прогоняли, продавцы не хотели отпускать цемент в кредит.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Но как только монумент был закончен, имя Армандо быстро оказалось на слуху, а гигантскую цементную женщину сочли знаковой достопримечательностью города. В народе ей дали имя La Mona — это слово означает нечто среднее между «кривлякой» и «обезьяной». По другой версии, в переводе с местного наречия — «кукла». 

Муньос подразумевал, что его статуя изображает русалку. Ее окружают крупные завитки бетонных водорослей ярко-красного цвета. У основания находится бассейн фиолетового цвета. Голова и волосы не закончены, поэтому кое-где торчат нити арматуры. Внутри «девы» спроектированы жилые помещения — говорят, Армандо со своей женой обустроили там полноценную квартиру. 

Жители ближайших улиц не пытались помешать скульптору. По его словам, они никогда не высказывали претензий. Муньос шутит: «В США моя работа шокирует каждого. Ведь там люди устремляют свои пригородные носы в сторону любой небрежно подстриженной лужайки. Они бы не смогли пережить наличие такой груди у соседнего дома!» 

Здесь, в бедных кварталах, находчивые люди используют все материалы, которые могут найти, для строительства импровизированных домов. Величественная La Mona  возвышается над фавелами. Она кажется такой же защитницей района, как и бродячие собаки, чей лай непрерывно разносится над дорогой, как шаткие стены, укрывшие несколько поколений семей. Статуя с дырой в области груди устремляет взгляд к небу, ее поднятый мизинец символизирует место Тихуаны на карте Мексики. 

За годы русалка обветшала. И тогда в ее историю вмешались молодые представители стрит-арт-культуры. Они разукрасили La Mona в яркие цвета, добавили рисунки, стилизованные под татуировки старой школы. В дни борьбы с раком статую одевали в розовое платье по ее размеру — так тихуанская «статуя свободы» оказалась площадкой для перфоманса. Все это происходило без участия ее создателя. 

Муньос бросил учебу в молодости и начал рисовать в 14 лет, колледж так и не закончил. Со временем его семья переехала в новый дом — еще одно голое женское тело из бетона. 

Для Армандо такие архитектурные формы — «способ прославить сильных и могущественных мексиканских женщин». «У нас тот, кто управляет домом, — тот управляет всем», — объясняет он. 

«Дайте мне арматуру и сварочный аппарат — я застрою голыми амазонками всю мексиканскую границу», — гарантирует художник.  

Комментарии