Мария Варна
24 ноября 2021

Кормлю где хочу. Почему публичное грудное вскармливание — это нормально

«Вы бы еще нужду здесь справлять сели», «Посмотрите, вывалила», «Чего им дома не сидится?», «Если вы так кормите, то, может, я тогда штаны сниму?» — с такими фразами могут столкнуться женщины, осмелившиеся покормить ребенка вне дома. Женская грудь — все еще универсальный способ прорекламировать любой товар, поэтому ею сложно удивить — но только до тех пор, пока речь не заходит о публичном кормлении грудью. В этом случае вопрос выходит за рамки комфорта женщины и ее ребенка и превращается в обсуждение того, насколько это пристойно или сексуально.

Вместе с врачом и тремя мамами разбираемся с главными заблуждениями вокруг грудного вскармливания и объясняем, почему кормить ребенка в общественных местах — нормально.

Дисклеймер: этот текст не призывает к исключительно одному типу кормления. Каждая женщина вправе выбирать — как, где и каким способом ей кормить ребенка.

Ответы на главные «неудобно, негигиенично, небезопасно». Основные заблуждения о грудном вскармливании

Часть аргументов «против» строится на том, что кормления на публике можно избежать, выбрав более удобный и менее «откровенный» вариант. Другие — на том, что это негигиенично и небезопасно для ребенка. Третьи же говорят, что новоиспеченным мамам вообще лучше подождать с «выходом в свет».

Самые популярные из таких мифов мы разобрали вместе с Дарьей Коваль — доктором-педиатром одесской детской поликлиники № 6.

1. Почему грудное вскармливание так важно? Неужели нельзя заменить смесью, если мама хочет быть мобильной?

Ни одна самая дорогая и высокоадаптированная смесь никогда не заменит грудное молоко. По составу смесь ближе к коровьему, чем к грудному молоку. В коровьем молоке много казеина — для организма ребенка это тяжелый белок, который непросто перерабатывается. А в грудном молоке уже есть различные ферменты, которые в том числе помогают быстрее его переварить.

Я провожу такое сравнение: грудное молоко — это когда ты поел салатик, тебе легко и хорошо, а смесь — как будто наелся оливье, селедки под шубой, холодца и теперь хочется постоянно спать. Смесь очень долго находится в желудочно-кишечном тракте, из-за этого ребенок долго ощущает сытость. Хотя на самом деле она просто болтается внутри.

Если сравнивать искусственное вскармливание и натуральное, то клинические исследования подтверждают: искусственное повышает риски определенных состояний или заболеваний у ребенка. Это астма, диабет, ожирение, ушные и кишечные инфекции, тяжелые инфекции нижних дыхательных путей, лейкемия, неправильный прикус.

До сих пор считается, что мы не знаем весь состав грудного молока — каждый год обнаруживаются какие-то новые молекулы, формулы липидов. Некоторые вещества, о которых мы знаем, не получается создать искусственно: они слишком нестабильны, дороги, их тяжело производить.

Грудное вскармливание — еще и постоянный контакт кожа к коже. Это очень важно для общения ребенка и матери. Я люблю повторять на приеме, что для ребенка кормление грудью — это далеко не только еда. Когда он ест, он прикасается к маме кожей, чувствует биение сердца, ее запах, слышит звуки перистальтики. Это все напоминает ему то, что происходило внутри. Поэтому первые три месяца жизни называют «четвертым триместром».

Не зря в ВОЗ существует маркетинговый кодекс сбыта смесей. Это важный документ, который предлагает регулировать продвижение искусственного вскармливания: запрещает рекламу по телевизору, любую нативную рекламу, даже информирование врачей — это когда на работе тебе принесли бесплатную баночку смеси или буклет. Запрещает пропаганду в роддоме — а это в наших учреждениях происходит повсеместно.

2. Почему нельзя просто совмещать грудное вскармливание и смеси? Дома корми грудью, а на публике смесью из бутылочки.

Для начала стоит обозначить, что процесс грудного вскармливания — не такое уж простое действие, как многим кажется. Это совместная работа мамы и ребенка.

Правильную технику кормления, чтобы ребенок получал нужное количество молока, а женщине не было больно, нужно наладить. Я нечасто слышу, чтобы мамам в роддоме объясняли, как правильно прикладывать ребенка. Хотя это базовый навык, которому должны учить. У кого-то получается сразу, а кому-то нужна помощь. Всех будущих мам призываю не бояться — как только женщина получает грамотную консультацию, все получается легко, естественно и в удовольствие.

Когда я прихожу на патронаж, то часто вижу раскусанныж соски — зубов у младенца нет, значит, был неправильный захват и вакуум. Женщина мучается, каждое кормление для нее — наказание. Она винит себя, ребенок злится, потому что хочет есть: он берет грудь и ничего не получается. Есть много особенностей в технике прикладывания ребенка, начиная с понимания того, что у всех женщин разная грудь и разные соски.

Поэтому иногда на помощь приходит педиатр или консультант. Первое, что я говорю: нужно убрать соску, бутылку или пустышку. Потому что у маминого соска другой механизм захвата. Ребенок не сосет грудь, как часто думают, он массирует ее языком, и начинается выработка молока.

А бутылку с имитацией соска ребенок просто обхватывает губами, как трубочку — и оттуда льется молоко. Или еще хуже:  родители просто закидывают бутылку и оттуда льется поток молока. Ребенок лежит и глотает, ему ничего не нужно делать. Малыш никак это не контролирует.

С грудного вскармливания достаточно легко «слететь» на определенных этапах. Чередовать грудь и соску нельзя — бывали случаи, когда мама кормила грудью уже около трех месяцев, лактация установилась. И вот она куда-то ушла, ребенку дали сцеженное молоко через бутылку. Мама приходит, пытается приложить ребенка, а ничего уже не получается. Потому что он не хочет и не понимает — ведь там он просто лежал и глотал, а здесь по-другому.

3. Почему нельзя просто сцедить молоко? И дать его из бутылки, когда удобно.

Этот вариант возможен, у меня есть мамы, которые так делают. Но здесь возникает несколько вопросов. Во-первых, все минусы и риски кормления из бутылочки остаются актуальными, даже если внутри сцеженное молоко. Следующие вопросы — где разогреть молоко, сколько времени прошло после сцеживания, насколько все это стерильно, какая температура на улице. Если сейчас лето и на улице 40 градусов жары — насколько это эпидемиологически безопасно?

Сцеженное молоко — круто, когда мама может пойти на маникюр или погулять. А папа может остаться дома и дать молоко альтернативными методами докорма, без бутылки. Но если мы говорим про общественные места, то я не очень понимаю, зачем нужны какие-то дополнительные способы, если можно просто дать грудь.

Грудное вскармливание дает свободу перемещения женщине. Время после родов — тяжелый период, когда женщине важно видеть что-то кроме квартиры. ГВ дает такую свободу женщине, а смесь нет. После того, как ее развели, она должна быть съедена в течение двух часов. Это совершенно небольшой отрезок времени.

4. Неужели нельзя найти комнату матери и ребенка? Ребенок не может подождать?

Этот аргумент похож на утверждение о том, что женщине нужно пойти куда-то и спрятаться. Конечно, есть девушки, которым в такой комнате будет комфортнее. Комнаты дают свободу выбора, но в данный момент у нас ее нет — как раз именно потому, что таких комнат тоже практически нет.

Я не воспринимаю комнаты мамы и ребенка, которые похожи просто на большую уборную. Место для вскармливания — это точно не туалет. Во-первых — негигиенично, во-вторых — некомфортно. Для лактации и выработки окситоцина мать должна быть расслаблена и спокойна, а не напряжена. Я даже советую дома включать музыку и зажигать свечи — чтобы было кайфово.

Для взрослого созданы все условия — еда в шаговой доступности, можно поесть в любую секунду. Неужели родители ребенка должны полчаса искать эту комнату, если есть захотел грудничок? Ты не объяснишь ему: «Малышик, сейчас придет менеджер, он покажет нам комнату и позовет уборщицу Катю, которая будет искать ключи». Здесь ребенку впору сказать: «Мамочка, я не буду никого ждать, а буду орать так, что здесь будут стены трястись».

5. Почему нельзя покормить по часам? Это же удобнее. Или вообще подождать до дома.

Кормить по часам нельзя. Есть теория, что такие рекомендации были распространены именно во времена СССР — чтобы женщина быстрее вовлекалась в рабочий процесс.

Согласно ВОЗ, один из принципов успешного вскармливания — кормление по требованию. Это максимально естественный подход как для матери, так и для малыша. Ребенок — не часы и не таблица. Так же, как и взрослый, он может поесть немного — потому что он только проснулся, например. А в следующий раз ему захотелось поесть много. Мы же не скажем ему: «Нет, терпи три часа».

Ребенок сам решает, сколько ему нужно поесть, он сам отпускает грудь — а не мы сидим с секундомером и отрываем ее. Так закладываются основы правильного пищевого поведения: доверять малышу, тому, как долго и как часто он хочет есть, когда он чувствует себя сытым. Для мамы это тоже важно, потому что так мы разгоняем лактацию — бывает, дети просто висят на груди, и это нормально.

Грудное вскармливание — не только про еду, но еще и про эмоциональный контакт. Может быть, ребенок сейчас пережил какой-то стресс — услышал громкий звук и испугался. Грудь — прекрасный способ его успокоить. Дать понять, что мама рядом, а мир такой же стабильный и безопасный.

Если мама вовремя не отдаст молоко, которое ее организм приготовил, то рискует заработать лактостаз. Грубо говоря, это застой молока в груди, который вызывает воспаление.

Главный принцип лактации — спрос и предложение. Ребенок поел молоко, в груди освободилось место, организм мамы проанализировал это и посчитал: сколько молока съедено, как часто, сколько времени прошло с последнего момента. Это похоже на завод, который точно знает, сколько молока нужно произвести и к какому времени. Если в определенный момент мама не приложила ребенка — было некомфортно, она стеснялась, боялась, что на нее косо посмотрят — ее организм этого не поймет и может подумать: «Окей, значит, не надо, я сделаю поменьше».

6. Грудное вскармливание не дома — это негигиенично.

Перед грудным вскармливанием не надо мыть сосок. Это может привести к тому, что он будет пересушен и возникнут травмы. Женщина не моет сосок перед вскармливанием ни дома, ни на улице.

Наша природа заранее продумала эти нюансы. На ореоле вокруг соска есть железы Монтгомери — они похожи на точки и выделяют субстанцию, которая смазывает сосок, увлажняет его и обладает бактерицидными свойствами. Чтобы мама в любой момент могла безопасно накормить ребенка.

Я люблю говорить, что грудное вскармливание — это всегда бесплатно, всегда чисто, всегда тепло, всегда с собой. В любую секунду ты можешь дать идеальное питание своему ребенку.

7. Зачем вообще брать ребенка в общественные места? Это же небезопасно, и ему наверняка лучше дома.

Это эгоистичная и циничная позиция. В первый год жизни малыша женщина и ребенок — практически продолжение друг друга. Для ребенка важно находиться рядом с мамой и ощущать ее — пока он не осознает себя как отдельного человека. А мама имеет полное право не «садиться в тюрьму» только потому, что она будет кому-то неудобна. Для нее критически важно видеть что-то кроме кухни, комнаты и туалета.

Это борьба женщины за то, чтобы иметь возможность не быть замкнутой в квартире. И борьба ребенка за право находиться рядом с мамой — самым близким и важным для него человеком. И борьба за его возможность утолить голод — в тот момент, когда он захочет и где он захочет.

Самая большая проблема в том, что грудь — это сексуализированный объект, который постоянно используется в рекламе: от шин и до пива. Получается, что это — норма. Но когда маленький ребенок пытается утолить голод — то это уже неприлично. Ни одна женщина не делает это, чтобы кого-то раздражать или эпатировать. В данный момент ей просто нужно накормить своего ребенка — и все. У нее нет цели привлечь внимание.

Наталья, сооснователь организации по защите прав женщин «Жіноче лобі»

В мене дві дитини — старшій майже 11, молодшій зараз 10 місяців. Зі старшою було досить проблематично і незручно, адже я намагалась налаштувати свій графік прогулянок та походів до магазину під її годування. З молодшою я вирішила, що є природні потреби — почуття голоду для доньки. І це найважливіше.

Одного разу ми сиділи з меншою донькою в парку, я була в спеціальній футболці для годування. Вона почала їсти, і те, що ми робимо, було зрозуміло, тільки якщо придивитись. В цей час повз нас проходив чоловік, він побачив, що мала їсть, та прицмокнув. Це ще нічого, якби він сам не йшов лише в шортах, з голим торсом.

Мені було дуже смішно, адже він вважав, що виглядає досить пристойно, а те, що я в цей час годувала дитину, було якось для нього поза межею.

Якщо людина бачить в процесі вигодовування якийсь сексуальний підтекст — це проблеми самої людини, а не мами, що годує. Під час годування, я переконана, груди жінки перестають бути сексуальним об’єктом.

Це менталітет нашого суспільства. З одного боку, жінка в українській культурі є святинею, берегинею. Але з іншого — все, що стосується жінок, — табуйоване: наприклад, проблеми вигодовування, пологи, менструація. Про це говорять тихенько на вушко.

Попередні кілька десятиліть жінка, яка народила дитину, була закрита у квартирі. Адже лише 15 років тому в Україні почали з’являтися кідфрендлі-заклади зі стільчиками для годування та дитячими кімнатами. Це все про соціалізацію жінок. В нашій культурі дуже підноситься вагітна жінка, до неї відносяться як до кришталевої вази. Але коли жінка народжує, вона залишається сам-на-сам зі своїми проблемами.

Люди, які курять, не ховаються, а мама, яка годує, повинна від когось ховатися. Ми не робимо нічого поганого, коли годуємо дитину.

Для дитини найкраще — це адекватна мама. А мама не може бути адекватною, знаходячись 24/7 сам-на-сам з малям. Зараз я в будь-який момент можу взяти молодшу доньку і поїхати куди завгодно, це навіть легше,  коли дитина на грудному вигодовуванні. Тому що їжа завжди при мамі.

Звісно, ми не говоримо про відхилення в будь-яку екстремістську сторону. Я ж не кажу: «Так, всі дивіться — я зараз буду годувати!» Чим природніше, спокійніше до цього буде ставитися жінка, тим менше вона буде привертати до себе непотрібної уваги.

Екатерина

Было страшно, но я все-таки решила попробовать кормить публично. Переживала, что на меня будут косо смотреть, негативно реагировать, осуждать, говорить за спиной. Но я же не бегаю с голой грудью, не показываю каждому человеку — смотрите, вот я кормлю. Нет, я сажусь в уголке, прикрываюсь. Даже попросила мужа посмотреть со стороны — он подтвердил, что не видно ни голой груди, ни соска.

Противникам грудного вскармливания я бы ответила так: ребенок — человек, и он тоже хочет есть. Это действительно удобно, потому что соски не помогают, а к бутылке не хочется приучать, потому что потом ребенок не возьмет мамину грудь. А ты как молокозавод, у тебя всегда с собой еда. Это прекрасный природный процесс.

В каких-то местах есть комната матери и ребенка — но это маленькое помещение, где можно только поменять памперс. Больше там ничего нельзя сделать, да и не очень приятно. Комнаты есть далеко не во всех ресторанах или парках. Однажды я кормила на автобусной остановке: там такого места точно не может быть, а мало ли, где ребенок захочет поесть. Самое необычное место, где я кормила, — колесо обозрения. Еще возле вольера слона, было очень забавно.

Возможно, проблема в том, что у нас об этом процессе обычно умалчивают. В школах должны рассказывать о культуре семейных отношений, о том, какие потребности есть у детей и что их нужно уважать. Хоть бы раз пришел человек и рассказал, как проходит грудное вскармливание, что это нормально и дома, и на публике.

Другим женщинам я бы пожелала в первую очередь не бояться и никого не слушать. Главный в этой ситуации — ваш ребенок. Не бойтесь поднимать такие темы и объяснять людям, что кормление грудью — прекрасный процесс, его нельзя сравнивать с походом в туалет.

Иванна

У мене двійнята, і я одразу зрозуміла, що або ми виходимо кудись з хати і я годую їх, або ми лишаємось дома. В будь-якому місці діти вимагатимуть їсти: я годувала навіть в університеті, в літаку, на морі або на пляжі. Звісно, все скромно, під пелюшкою — але не важливо, де і коли. Дитина хоче їсти, це природно.

Одного разу в парку жіночка йшла, подивилась і сказала: «Мені неприємно тут ходити, що ви тут таке робите? Це непристойно, таким треба дома займатись». Я вибачилась, мені незручно стало.

За кордоном все це сприймається набагато легше, приємніше, з посмішкою. Якось до мене підійшла одна німкеня і каже: «О, круто, в мене так само двійнята були, може, щось допомогти?» Більш негативно реагують українці й росіяни.

Кімната матері та дитини — це моя улюблена тема. Наприклад, в супермаркеті ключі від кімнати є тільки в адміністратора. Отже, замість того, щоб годувати дитину, я маю йти, шукати адміністратора, просити, щоб мені відчинили ту кімнату, але адміністратор каже, що ключ у прибиральниці, треба знайти прибиральницю. Весь цей час кричить дитина, мама бігає і нервує. Набагато простіше сісти на лавочку і погодувати малюка. До того ж в кімнаті матері та дитини просто немає умов: там просто столик, смітник і два-три підгузка. Немає навіть крісла для годування.

Я бачила відео в соцмережі, як дорослі люди їдять, кусають бургери, курка застряє між зубами, але вони все одно продовжують це робити — виглядає доволі гидко, некрасиво, некультурно, брудні руки, все в жирі. А в кінці показано грудне вигодовування — дитинча присмокталось до матері, чистота, затишок. Які тут мають бути питання, який дискомфорт?

Иллюстрации — Ken, Adobe Stock.

читайте также
Комментарии