Таина Федосеева
22 августа 2019

“Роды нуждаются не столько в помощи, сколько в защите”. Кто такие доулы, чем они занимаются и почему это важно

В западных странах беременные женщины все чаще прибегают к услугам доулы — профессионала, оказывающего помощь и поддержку во время родов. В Украине эта практика не столь распространена, тем не менее у нас есть доулы с многолетним опытом. Елена Филипчук рассказала, в чем важность профессии и почему не всегда хороши партнерские роды с отцом ребенка.

Я всего раза три сталкивалась с людьми не из профессиональной сферы, знающими, кто такая доула. Один из них — таксист, который до этого жил с женой в Канаде, там жене доулу предоставляла клиника. 

Самое привычное определение такое: доула — это человек, который оказывает эмоциональную, физическую и информационную поддержку во время беременности, родов и после них. Наша задача —  непрерывная и безоценочная поддержка. Есть официальная статистика, исследующая эффективность профессии. Согласно ней, роды с доулой проходят более мягко: почти в два раза ниже процент кесаревых сечений, а женщины реже просят обезболивание. 

Доула всегда на стороне женщины, следует за ней, принимает любой ее выбор и никак этот выбор не оценивает. Очень важно быть честной с собой и женщиной и понимать, можешь ли ты сопровождать роды, когда женщина, например, без показаний выбирает кесарево сечение.

Если вы не чувствуете, что в данной ситуации сможете быть на ее стороне, правильно было бы рекомендовать ей обратиться к другому специалисту.

Доула не дает указаний, не советует определенный вид родов или специалистов. Она предоставляет достоверную информацию, на основе которой женщина может сделать свой выбор, помогает найти точку опоры и понять, каких родов хочет именно эта женщина, что для нее важно, чего она ожидает. Если в родах наступает какая-то критическая ситуация и женщине нужно сделать выбор, доула кратко предоставит информацию, на основе которой его можно сделать, но не будет советовать «правильное» решение. 

Иллюстрации Алины Кропачовой

Иллюстрации Алины Кропачовой

Сведений о беременности и родах — океан, найти их очень просто, а запутаться и испугаться еще проще. Это как в сцене из книги Джерома К. Джерома, когда рассказчик читает медицинский справочник и находит у себя симптомы почти всех болезней — кроме воспаления коленной чашечки и послеродовой горячки.

Тема родов очень эмоционально заряженная, а женщины в период беременности чувствительны, мнительны и тревожны, но это гормонально обусловлено, это нормально. Очень важно, чтобы рядом был человек, который поможет эту тревожность снизить. Прекрасно, если этим человеком может быть врач, но иногда нужна помощь того, кто ориентируется в пространстве современных исследований и цифр. Это доказательная медицина, это двойные слепые рандомизированные исследования — то есть то, на что можно опираться. А форумы с личными отзывами лучше не посещать, особенно в период беременности.

И так все вокруг норовят поделиться своими тревогами, страхами или рассказать о том, «как оно было у нас», начиная от мам, подруг и всех остальных. Я неоднократно думала о том, почему это происходит.

Мне кажется, что зачастую женщины в процессе своих родов и после них были настолько не приняты со своими тревогами и сомнениями, настолько не были выслушаны — «все через это проходили и ничего» — что потом стремятся поделиться с другой беременной женщиной накопленным своим вот этим очень разным опытом.

А беременной женщине это не нужно, потому что очень легко принять чужие тревоги на свой счет.

Для того, чтобы работать доулой, нет обязательного требования получить медицинское или психологическое образование, это не медицинская специальность и мы не составляем конкуренцию врачу или акушерке. Обычно доулы оканчивают профессиональные курсы, например, курсы объединения доул «Семицвет» в Днепре, входящего в Европейскую Ассоциацию Доул. Это не значит, что ассоциация сертифицирует кого бы то ни было, но она принимает в свой состав объединения доул, которые разделяют этический кодекс и у которых достаточный опыт в сопровождении. «Семицвету» десять лет, но часть специалистов работала еще до его создания, очень многие начинали как психологи.

Профессия доулы молодая, но при этом мы выполняем одну из самых древних функций. На английском языке профессия звучит как «дула», само слово пришло из древнегреческого и переводится как «рабыня». Чаще всего доулами становятся женщины со своим опытом материнства и родов.

Мишель Оден, ведущий акушер-гинеколог и всемирно известный исследователь, считает, что в профессии должны быть рожавшие женщины, хотя есть прекрасный опыт среди нерожавших женщин и даже мужчин. Мужчин в профессии единицы, но они есть. 

Это профессия основана на эмпатии. Она и помогает за счет работы зеркальных нейронов: когда мы находимся рядом с другим человеком, мы перенимаем его состояние, у нас меняется уровень гормонов в крови. Хорошо, если рядом с женщиной в родах находится человек, который остается спокоен, не пугается и не боится.

Роды — процесс естественный, физиологический, но очень гормонально обусловленный и очень зависящий от обстоятельств и атмосферы вокруг. Это процесс, которому можно помешать. 

Роды нуждаются не столько в помощи, сколько в защите пространства и состояния, которое важно для благополучия женщины. По этой причине супруг не всегда может быть рядом, потому что ему может не удаваться оставаться в спокойном состоянии. Поэтому нет единого ответа на вопрос, хороши ли партнерские роды с отцом ребенка. Это сильно зависит от того, что хорошо для этой пары, для женщины, каков ее выбор, где и с кем ей спокойно рожать и готов ли папа, сколько он знает о том, как проходят роды, и знаком ли с физиологией процесса. Незнающего человека будет пугать очень многое. Папа тоже должен понимать, как проходят роды: что нормально, а что нет и каковы его место и роль в этом процессе. 

Без понимания процесса мужчина, например, может пытаться привести женщину в сознание, в чувство. А женщина, когда ее полностью захватывают роды, находится в измененном состоянии сознания. Это нормально, это естественно. По гормональному процессу роды очень близки к занятию сексом: когда мы перестаем контролировать, как мы выглядим, звучим, как мы можем смотреться со стороны. И условия для мягкого и благополучного рождения ребенка очень близки к условиям для занятия любовью: нам должно быть тепло, безопасно, достаточно тихо и во время процесса никто не должен воздействовать на наш думающий мозг. Ни светом, ни осознанной речью, ни задаванием вопросов мешать нельзя. 

Мишель Оден обычно приводит пример: представьте пару, которая уже близка к оргазму, и тут один из партнеров спрашивает: «А что у нас сегодня на ужин?». Понятно, что оргазма уже не достичь. Здесь условия и гормоны те же самые, как и условия для того, чтоб мы расслабились и заснули. 

Окситоцин — это основной гормон, отвечающий за роды, оргазм и прилив молока. Он выделяется даже во время совместной трапезы с близкими людьми, когда мы в нежности, в неге и безопасности. А гормон мелатонин — его друг, связанный с темнотой и сном. Без него мы не засыпаем и без него может не наступать зачатие. Если женщина долгое время спит в комнате, где в окно без шторы светит фонарь, то у нее действительно уровень мелатонина может быть недостаточен для зачатия. В темноте наш мозг может отдохнуть и полностью уйти в свои процессы. Мы не спим, когда нам холодно и страшно, в этих процессах мы близки со всеми остальными млекопитающими — как и в родах.

В этих процессах весь наш думающий мозг, неокортекс, который мы вырастили за тысячелетия, не помогает, к сожалению. Но природа оставила нам механизм, благодаря которому можно благополучно родить. Природа помогает нам выключить мозг, и важно, чтобы окружающие его не включали.

Четыре года назад доул в Одессе было восемь. Сейчас около пятнадцати. У нас нет какого-то городского объединения. Есть доулы, с которыми мы начинали и поэтому все друг друга знали. Есть те, кто объединяет молодых коллег, обучает их, направляет и организовывает совместные проекты, ведет йогу для беременных и даже танцевальную подготовку к родам. Практика у всех разная — кто-то ведет групповые занятия по подготовке к родам, кто-то индивидуально сопровождает каждую беременную. Есть трехмесячный онлайн-курс, который ведут специалисты из разных стран, с его помощью можно пройти обучение на послеродовую доулу. Среди них есть те, кто занимается поддержкой и восстановлением женского здоровья, и те, кто готов в свою работу включать и просто помощь по дому и с ребенком. 

В родах кроме информационной и эмоциональной важна и физическая поддержка — помочь принять другое положение тела, напоить, умыть, помочь сходить в туалет, перестелить постель. С точки зрения медиков я могу восприниматься как персональная сиделка. Врачи в роддоме по протоколу должны проверять состояние женщины раз в три-четыре часа. Они не могут и не должны находиться рядом неотступно. На смене в одном родильном отделении обычно две акушерки, и у них может быть несколько женщин, рожающих одновременно.

Акушерки приходят послушать сердцебиение ребенка, проверить состояние роженицы и уходят, у них другие задачи. Согласно исследованиям, поддержке и заботе о комфорте женщины медики могут уделить всего 6-8% своего внимания. Остальное время они отслеживают медицинские вопросы, их функции — наблюдение и контроль.

В русскоязычных статьях иногда встречается параллель между доулами и духовными акушерками, хотя это абсолютно разные специальности, никак не связанные. Доулу нельзя назвать повитухой, она не должна делать ничего медицинского — на западе строго даже с такими процедурами, как измерение давления. Важно, чтобы человек, который называет себя доулой, понимал границы профессии и транслировал женщине именно это. Тогда на тебя не возлагаются ложные ожидания.

Когда профессия только появилась, путаницы было много. Домашние акушерки говорили: а зачем нужны доулы, мы тоже это делаем. Но суть в том, что если маме или ребенку потребуется медицинская поддержка, то в этот момент акушерка эмоциональную поддержку оказать не сможет. Можно выполнить только одну роль, нельзя быть одновременно акушеркой и доулой.

У женщины есть девять месяцев, чтобы подготовиться к родам, поэтому она на самых разных этапах может понять, что хотела бы воспользоваться услугами доулы.

Встреча и знакомство бесплатные. Женщине важно увидеть меня, почувствовать, ее ли я человек. Надо, чтобы с доулой женщина чувствовала себя спокойно и расслабленно, поскольку во время родов она будет без всех своих защит. 

В мое сопровождение входят минимум две встречи до родов. Мне важно понять, что женщина знает о родах, чего она ожидает от родов и от меня и какие моменты в родах для нее принципиально важны. В моем случае мне важно помочь с немедицинскими способами обезболивания — дыхание, музыка, массаж, аромамасла, если это то, что для женщины приемлемо.

Кому-то важно, чтобы малыша не забирали от мамы первые два часа, чтобы все взвешивания и измерения производили позже. Эти моменты женщина озвучивает врачу, но я держу их в зоне внимания. Юридически права голоса в родах у меня нет никакого, он есть у мамы и у папы. Максимум, что я могу сделать —  озвучить просьбу громче, если женщина говорит тихо. Также доула может помочь наладить контакт между мамой и медицинской командой, если что-то медицинскими терминами звучит непонятно.

По закону в родах могут быть «сопровождающие», то есть не один отец. Это может быть два человека, выбранные женщиной, не обязательно родственники. Часто вместе со мной на родах присутствует и папа малыша. У нас в этой сфере уже много лет хорошие грамотные приказы Министерства здравоохранения. 

В случае, если из-за болезни или непредсказуемых обстоятельств я не могу приехать, приедет доула на замену. Я обычно даю ее контакты и предлагаю женщине с ней познакомиться и наладить общение. За годы практики я трижды заболевала и не могла принять участие в родах, поэтому меня заменяли.

Сколько клиентов берет доула в месяц, зависит от нее. Конечно, у клиенток должны быть максимально разные сроки. Но все предсказать сложно, нормальный срок родов — с 37-й недели по 42-ю. А иногда бывает и в 36, и в 43. Больше четырех родов в месяц я не беру точно. Это значит, что с 37-й недели я с телефоном всегда и везде, приезжаю в течение часа или двух в любое время дня и ночи. И нахожусь с женщиной все роды, сколько бы они ни длились. Иногда бывает, что женщина звонит и говорит, что у нее схватки. Доула приезжает, а схватки были тренировочные и прошли. И доула уезжает, а потом приезжает еще раз, уже на роды. Это нормально.

Самое сложное в работе — быть всегда с телефоном и в состоянии постоянной включенности. Если я в отпуске, то у меня нет родов на этот период времени. Моя ответственность — вовремя лечь спать, не переутомляться, не пить алкоголь и правильно планировать время. 

Комментарии