Этот материал мы подготовили на основе статьи CNN.
Лечебная радиация
Радий открыли супруги Пьер и Мария Кюри в 1898 году, тогда же они и придумали термин «радиация».
Медики начали применять радий в рентген-аппаратах, лучевая терапия пользовалась успехом.
«Рентгеном и радием лечили различные заболевания. Ведь радиацией, если правильно ее использовать, можно излечить рак. Мы и сегодня используем радиоактивные элементы, правда, не радий», — рассказал Пол Фрейм, медицинский физик из Ассоциации университетов Оук-Ридж.
Потребительские бренды попытались заработать на популярности лучевой терапии. В 1933 году на прилавках Парижа появились баночки с волшебным кремом — «научным косметическим продуктом».
Формулу крема для лица Tho-Radia придумал доктор Альфред Кюри. Это настоящее имя, но доктор не имел никакого отношения к знаменитой семье физиков и химиков Кюри.
По словам создателей, крем улучшал кровообращение, укреплял мышцы, уменьшал жировые отложения и сглаживал морщины. Средство входило в линейку косметики под названием Tho-Radia, которая содержала радий и торий.
Пудра для лица компании Tho-Radia, которая выпускала косметику, содержащую торий и радий.
«В то время существовали предположения, что радиоактивные элементы улучшают здоровье зубов и очищают кожу. Чтобы опровергнуть эту точку зрения, не хватало научных доводов, о радиации тогда мало что знали», — рассказал сотрудник Джорджтаунского университета Тимоти Джей Йоргенсен.
Несмотря на недостижимость обещанного эффекта, популярность и ассортимент радиоактивных товаров росли. Появились помада, пудра для лица, мази, свечи (суппозитории), бритвенные станки, энергетики и даже презервативы.
Презервативы Nutex не содержали радий. Просто «радий» в описании добавлял продукту статусности и элитарности.
На вес золота
Радий настолько полюбился потребителям, что производители заявляли этот элемент в составе продуктов, даже если его там не было.
«Это все равно, что сейчас заявить “у меня золотая карта”. Золото символизирует ценность, тогда очень высоко ценили радий», — объяснил медицинский физик Пол Фрейм.
Производитель радиоактивной зубной пасты «Дорамад» утверждал, что она «повышает защиту зубов и десен», потому что «клетки, заряженные новой жизненной энергией, разрушающе воздействуют на бактерии».
Вред от радиоактивных кремов, зубных паст и других продуктов, не предназначенных для приема вовнутрь, был незначительным.
«Кремы были бесполезны, в них был такой низкий уровень радиоактивности, что я не представляю, какой от них мог быть эффект вообще. В конце концов, это была всего лишь маркетинговая уловка», — заявил Пол Фрейм.
Употребление же радиоактивных «лекарств» и «бадов» было по-настоящему опасным.
Жертвы маркетинга
Небольшое количество растворимого радия и дистиллированная вода входили в состав «энергетика» Radithor. По словам производителей, напиток мог вылечить множество заболеваний: от сахарного диабета до импотенции. Рекламный лозунг Radithor — «Лекарство для живых мертвецов». Добавить нечего.
Самой известной жертвой Radithor стал атлет Эбен Байерс. Он ежедневно принимал около трех бутылок «энергетика» на протяжении многих лет. В 1932 году он скончался в возрасте 52 лет от тяжелого радиоактивного заражения.
The Wall Street Journal тогда выпустил статью с заголовком «Радиоактивная вода работала, пока у него не отвалилась челюсть».
До сих пор неизвестно, сколько человек убил Radithor. К счастью, цена напитка была настолько высока, что купить его мог не каждый.
Радиевый очиститель для рук. Инструкция: «Нанести на кожу, чтобы быстро удалить жир, краску, смолу, ржавчину. Не вызывает раздражения».
Радиевые девушки
В середине 20-х годов на рынке появились «айфоны той эпохи» — часы с радием. Сами по себе они не представляли опасности. Чего не скажешь о фабриках корпорации United States Radium Corporation, на которых их собирали.
Рабочие регулярно подвергались радиации, в основном это были женщины: именно они окрашивали стрелки и циферблаты часов радиолюминесцентной краской. Тогда считалось, что это деликатное занятие — сугубо женская работа.
Сотрудницы фабрик получали смертельную дозу радиации после того, как раз за разом облизывали кончики кистей с радиевой краской. Так женщины восстанавливали форму кисти. Работницы вошли в историю как «радиевые девушки».
Женщины красят радиевые часы на фабрике, 1922 год.
Со временем сотрудницы фабрики начинали страдать от анемии, частых переломов и некроза челюсти. Это состояние сейчас называется «радиевая челюсть».
Пять работниц United States Radium Corporation подали на фабрику в суд. Процесс по этому делу широко освещался в прессе. Осенью 1928 года обе стороны пришли к мировому соглашению: компания выплатила каждой из «радиевых девушек» 10 тысяч долларов США и пообещала ежегодную пенсию в 600 долларов до конца их жизни. Также фабрика оплатила все правовые и медицинские расходы, связанные с болезнью.
Радиевые свечи, которые «гарантированно содержат реальный радий и абсолютно безвредны». Применялись для усиления мужской сексуальной активности.
Радиоактивные товары свободно продавались в магазинах и аптеках до 1938 года. Потом в США приняли федеральный закон о пищевых продуктах, лекарствах и косметике. Он запретил использовать упаковки, вводящие в заблуждение, усложнив рекламу и продвижение большинства товаров с радием.
Интерес к радиоактивным товарам начал угасать. Бренды, которым удалось пережить спад продаж, включая «чудодейственный» крем Tho-Radia, полностью отказались от радиоактивных ингредиентов в составе.
Фото — BBC, ORA, Washington Post.