Александра Подгорная
01 декабря 2021

«Лишние лошади отправляются на бойню». Почему весь мир обсуждает неэтичность конного спорта

Конный спорт ассоциируется с легкостью, грацией, скоростью и, конечно же, с большими деньгами. Но закулисье скачек выглядит не так оптимистично, впрочем, это относится к изнанке многих профессиональных состязаний. Разница в том, что здесь замешаны не только люди, но и животные. Не так давно эксперты и активисты из разных стран заговорили о необходимости реформы конного спорта — что к этому привело?

Рассказываем о предпосылках дискуссий вместе с Полиной Литвиненко, которая уже 10 лет связана со сферой конного спорта в Украине. 

Коллажи — Артур Бондаренко.

Коллажи — Артур Бондаренко.

На этой неделе в Австралии прогремел скандал: появились доказательства, что скаковые лошади, вышедшие на пенсию, подвергаются физическому насилию, некоторых убивали ради производства элитных продуктов из лошадиного мяса. О глубине проблемы заговорили после публикации отчета, подготовленного по заказу Thoroughbred Breeders Australia, организации заводчиков чистокровных животных Австралии.

В заключении к отчету авторы признали необходимость создания новой системы, которая помогла бы отслеживать благополучие спортивных лошадей после завершения их карьеры. Также правительству предложили создать специальную базу данных. 

«Отрасль чистокровных животных должна нести ответственность за лошадей от их рождения, во время соревнований и до конца жизни, — говорится в документе. 

— Если ситуация не изменится, экономические, эмоциональные и социальные преимущества скачек исчезнут».

Токио-2020

Правозащитники из People for the Ethical Treatment of Animals (PETA) направили в олимпийский комитет письмо с просьбой отменить все конные соревнования. В PETA считают такой спорт издевательством по отношению к лошадям. 

Основной причиной для письма стал инцидент с немецкой спортсменкой на Олимпиаде в Токио — фото с моментами ее выступления разлетелись по сети в виде мемов. 

Во время пятиборья конь отказался подчиняться Аннике Шлеу и оставил наездницу без золотой медали. Спортсменка пыталась заставить животное совершить прыжок через препятствие, неоднократно ударяя коня хлыстом и шпорами. Тренер Анники жестами указывала подопечной быть с конем пожестче, а после сама начала бить животное кулаком в спину. 

Наездники знакомятся с лошадьми непосредственно перед соревнованиями и не знают об их особенностях. Само по себе выступление на арене с множеством раздражающих факторов — сильнейший стресс. Конь Анники уже вел себя подобным образом под другой спортсменкой — нервничал, замирал, не подчинялся. Пятиборка Гульназ Губайдуллина так и не смогла закончить заезд. Это свидетельствует о психологических травмах животного, и ответственные за подбор лошадей для спортсменов не должны были допускать коня к выступлению, тщательно отследив тревожные сигналы.  

После анализа ситуации конный спорт в олимпийском пятиборье заменили на велоспорт, а тренера Анники дисквалифицировали. 

Коня по кличке Jet Set швейцарского участника Токио-2020 Робина Годеля пришлось усыпить после серьезной травмы, полученной на Олимпиаде, — у животного диагностировали необратимый разрыв связки. «По гуманным соображениям и с согласия владельцев и спортсмена было принято решение усыпить лошадь», — сообщили СМИ. При таких травмах лечение чистокровных лошадей проводится редко, адаптация животного к физическому дискомфорту и поиск для него новой семьи или сферы деятельности требует дополнительных вложений. 

В этом году на Олимпиаде сократили количество спортсменов в командах, чтобы позволить большему количеству стран принять участие. Раньше было по 4 всадника, теперь по 3. Такое решение увеличило значимость каждого выступления: по правилам конкура, завершенный маршрут со штрафными все равно лучше, чем маршрут незавершенный, такой результат фактически аннулируется. Спортсмены просто не могли позволить себе не доезжать до конца, ведь это серьезно ударило бы по командному результату. 

Ирландец Киан О’Коннор на лошади Kilkenny проехал свой маршрут до конца, хотя у коня началось носовое кровотечение. 

«Носовое кровотечение – признак огромной нагрузки на сосуды и сердце», — объясняет Полина Литвиненко. Так, в 2011 году во время выступления на Кубке мира в Вероне под всадником упал и в судорогах умер конь, позже вскрытие показало, что от нагрузки у него разорвался коронарный сосуд.

Как устроен бизнес на лошадях

Еще один случай, когда к состоянию животного перед началом состязаний отнеслись халатно, произошел на престижных американских скачках Вreeders’ Cup. Жеребец по имени Mongolian Groom погиб прямо во время забега — он сломал ногу и был усыплен на месте. Позже выяснилось, что животное допустили к скачке с трещинами в обеих задних конечностях, что и привело к такому исходу. Ларри Брамладж  — известный хирург-ортопед, работающий с лошадьми, отметил: «Были все возможности снять коня со старта», но тренер жеребца проигнорировал этот факт.

Процесс соревнований и подготовки к ним достаточно травматичен. После замены грунта на одном из основных ипподромов Америки Santa Anita Park на его дорожке в течение девяти дней погибло более 26 лошадей. Администрация попыталась разобраться в причинах, но не устранила их: в 2021 году трек забрал жизни еще пятерых животных, последняя смерть зафиксирована 3 марта. Повторная замена неровного покрытия, качество которого имеет особое значение при больших скоростях, и остановка скачек на ипподроме обошлись бы слишком дорого. 

«Я думаю, самая серьезная проблема скачек — это селекция. Лошади ломают себе ноги и массово умирают, потому что в селекцию допускают животных с инбридингом, то есть рожденных от близкородственных связей, и со многими другими пороками». 

Полина Литвиненко

Некупленные на аукционах лошади становятся «лишними» для жокей-клубов и уходят на бойни за копейки, ведь их содержание приносит только убытки. Эта судьба может настигнуть и чемпионов. К примеру, Vyta Du Roc, отскакавший более семи лет и выигравший более 150 000 фунтов стерлингов, окончил свою жизнь на бойне в июле этого года. 

«По сути, скачки — это не спорт, а буквально “испытания чистокровных пород лошадей”. Если 20 лет назад кони заканчивали свою карьеру в возрасте 15-16 лет, то сейчас достаточно отскакать до 3-4 лет, выиграть пару призов, и можно сразу уходить в разведение, — объясняет Литвиненко. Но лошадь, отскакавшая год-другой, — это абсолютно не испытанная лошадь, которая может передавать своим потомкам ломкие кости и другие проблемы со здоровьем». 

Лошадь зарабатывает, показывает результат, быстро заканчивает карьеру и уходит в разведение, где заводчик назначает ставку за случку с этой лошадью. Обычно минимум 200-300 тысяч долларов за живого жеребенка. 

Полина Литвиненко

По словам Литвиненко, клубам выгодно, чтобы лошадь в кратчайшие сроки набила себе цену на скачках, ведь цена за случку определяется именно результатами лошади, и поскорее ушла продуцировать потомство, потому что продуцирование гораздо выгоднее самих скачек. 

читайте также
Комментарии