Существует целое международное движение, чья философия построена на апгрейдинге организма с помощью высоких технологий, — трансгуманизм. Его последователи полагают, что наше восприятие мира ограничено нашей природой, и предлагают использовать науку, чтобы изменить это.
У этого движения есть как сторонники, так и противники. Одни считают трансгуманизм эволюцией идей гуманизма, другие — вмешательством в биологическую природу, которое «расчеловечивает» наш вид, а американский философ Фрэнсис Фукуяма назвал его «самой опасной идеей в мире». Очевидно, что диспуты на этот счет будут продолжаться и усиливаться с развитием технологий и применением их для улучшения человеческого тела.
Впервые об идеях трансгуманизма заговорил английский биолог Джон Б.С. Холдейн в своей работе «Дедал: наука и будущее» в 1923 году, а вслед за ним это слово в современном понимании начал использовать еще один английский биолог, создатель синтетической теории эволюции и брат писателя Олдоса Хаксли — Джулиан Хаксли — в своей работе «Религия без откровений». В последние годы это движение только набирает популярность в связи с развитием технологий, медицины, генетики и популяризацией этих идей в научно-фантастических продуктах культуры.
Нынешние технологии улучшения человека включают выращенные и искусственные органы, клонирование, протезирование, репродуктивные технологии, нейрокомпьютерный интерфейс и так далее.
Датчик North Sense, который создали Ливиу Бабиц и Скотт Коэн, крепится на кожу ниже ключицы и вибрирует, когда человек поворачивается на север.
Так как исследования в области экспериментальной генной инженерии, регенерации тканей и лечения стволовыми клетками также набирают популярность в современном мире, трансгуманисты надеются продлить жизнь человеческого тела на период от 20 до 500 лет.
Многие считают Кевина Уоррика первым киборгом в мире. У него образована симбиотическая связь с роботизированной рукой. Уоррик соединил нервную систему с компьютером и может управлять рукой с помощью сигналов из мозга.
Где-то вне этих дискуссий находится фотограф Дэвид Винтинер, который нашел прекрасное в идеях трансгуманизма и в людях, которые их частично реализовали.
На протяжении пяти лет он фотографирует настоящих киборгов и людей, модифицирующих собственные тела, для своей будущей книги «Я хочу верить — исследование трансгуманизма». Он пишет ее вместе с критиком Джемом Флетчером. Пока неизвестна дата выхода книги из печати: Винтинер собирал средства на ее публикацию на сайте Kiktraq, но за два дня до истечения срока отменил сбор. Будущий фотоальбом собрал 12 635 фунтов из положенных 15 000 фунтов. Сбор денег на проект также отменен на Kikstarter. Тем не менее некоторые из фотографий можно найти в интернете.
Лиз Пэрриш утверждает, что первой успешно прошла генную терапию, чтобы «излечить» биологическое старение.
И, судя по всему, книга посвящена людям, которые по определенным признакам считают себя трансгуманистами: среди них мужчина с бионическими ушами, которые чувствуют изменения атмосферного давления; женщина, «ощущающая» землетрясения, и, конечно же, инженеры и ученые, работающие над трансгуманистическими технологиями.
Впервые о трансгуманистической субкультуре Флетчер узнал от лондонской группы футуристов. Это организация, чья цель — исследовать, как технологии помогут нам справиться с будущими кризисами. После встречи с ними Флетчер предложил Винтинеру создать серию портретов.
Роб Спенс установил беспроводную видеокамеру вместо правого глаза. Сам он называет себя глазборгом (eyeborg). Камера не связана с его оптическим нервом, но посылает отснятый материал компьютеру.
Как Винтинер поведал CNN, первой моделью стал Андрей Владимиров — человек, якобы взломавший себе мозг. За ним последовали и другие. Выяснилось, что многие трансгуманисты знакомы друг с другом.
Винтинер признает, что сперва некоторые утверждения трансгуманистов показались странными, но затем они начинают привлекать мыслями о технологическом самосовершенствовании.
Так выглядит изображение с камеры Роба Спенса.
Двадцатидевятилетний Джеймс Янг потерял руку и ногу в 2012 году. После этого он обратился к бионике. Мужчина с юности интересовался биотехнологиями и увлекался эстетикой научной фантастики. Однако то, что предложили врачи, его не впечатлило — стандартные стальные бионические конечности, спрятанные под силиконом телесного цвета.
Джеймс Янг.
На помощь пришел японский разработчик игр Konami, пригласивший скульптора-протезистку Софи де Оливейра Барата разработать набор бионических конечностей для Янга. Она создала обе конечности из углеродного волокна, вдохновившись игровой серией Metal Gear Solid.
Кибернетическая рука Янга.
Бионические конечности управляются датчиками, которые преобразуют нервные импульсы от позвоночника в физические движения. Протез Янга оснащен USB-портом и экраном, с которого он может читать ленту Twitter.
По словам самого Янга, потребовалось несколько лет, чтобы люди оценили не только функции продвинутых бионических конечностей, но и их эстетику.
Художник Нил Харбиссон родился с синдромом под названием «ахроматизм», или полный дальтонизм. В 2004 году ему в череп имплантировали антенну, которая позволяет воспринимать цвета как слышимые вибрации.
«Бионические и электронные конечности считались пугающими исключительно из-за того, как они выглядят. Они совпали с идеей, что “инвалидность несексуальна”», — рассуждает Янг. Он полагает, что бионические конечности помогают выйти за границы человеческого тела. Бионическая рука не чувствует боли, противостоит температуре и может быть заменена — правда, если есть деньги.
Мун Рибас — киборг-танцовщица и жена Нила Харбиссона. На ногах у нее имплантаты, подключенные к онлайн-сейсмографам. По ее словам, она способна «ощущать» землетрясения, происходящие в любой точке планеты, так как они вызывают вибрации, проходящие через ее тело.
Занимаясь съемкой трансгуманистов, Винтинер изменил свое отношение к людям с бионикой. Однако возник вопрос: может ли технология изменить понимание того, что значит быть человеком? И что есть красота человека?
Это эхолокационные наушники, которые могут заменить зрение пользователя, дополняя пространственное сознание звуком. Аналогичные способности есть у китов и летучих мышей. Прибор может помочь слабовидящим людям или подарит новые ощущения зрячим.
Влияние науки на наше понимание эстетики, по мнению Винтинера, является одним из самых увлекательных аспектов трансгуманизма. Однако он обнаружил, что многие по-прежнему смотрят на существующие стандарты красоты как на модель «постчеловеческого» совершенства.
Еще одна тема книги Флетчера и Винтинера — София, робот, созданный учеными Дэвидом Хансоном и Беном Гёртцелем из Hanson Robotics. София — один из самых продвинутых гуманоидных роботов на сегодняшний день. В 2017 году она стала гражданкой Саудовской Аравии — первым роботом, получившим гражданство какой-либо страны.
В 2018 году Хансон заявил, что, создавая внешний вид Софии, он вдохновлялся своей женой и Одри Хепберн, а также статуей Нефертити.
Экспериментальное устройство, которое позволяет посмотреть на мир глазами хамелеона.
«Я опасаюсь, что если мы сможем создавать людей без каких-либо “недостатков”, то наше представление о красоте будет устремляться к дальнейшему уровню совершенства. Посмотрите, как пластическая хирургия за очень короткое время изменила наше восприятие красоты», — полагает Винтинер.
По его словам, если трансгуманисты окажутся правы и мы сможем жить по несколько сотен лет и менять собственную внешность, то наши представления о красоте и о том, что значит быть человеком, кардинально изменятся.
Изображения — CNN.