Анна Филимонова
29 января 2021

Как юмор Похитителя Ароматов стал вирусным, захватив TikTok, YouTube и наших котов

«Для каждой жизненной ситуации найдется удачная цитата из Похитюши», – комментарий под одним из роликов на канале Похитителя Ароматов. В 2020 году он стал, возможно, самым цитируемым блогером в украинском и российском сегментах интернета. Его голос стали накладывать на TikTok-видео с котами: тренд пришелся на первую волну карантина, когда все сидели дома вместе со своими домашними животными и озвучивать своего кота голосом Похитюши стало очень популярно. Сейчас под хэштегом #говорящийкот опубликовано 194 миллиона роликов, большая часть которых построена на цитировании Похитителя Ароматов.

@katyayemets

#говорящийрот #кот #говорящийкот

♬ оригинальный звук — Алиана

Похититель Ароматов – это псевдоним блогера Александра Дмитренко, чей первый канал в YouTube был сначала посвящен отзывам на парфюмы, а затем – обзорам украинских и российских красных дорожек, построенным на приемах комедии оскорблений. Объектами высмеивания Дмитренко становились звезды, попавшие на фотоотчеты со светских мероприятий. Находясь физически далеко от жертв своих шуток (Дмитренко живет в Лондоне), он оказался абсолютно свободным в своих оценках и высказываниях, чем и смог привлечь свою первую аудиторию в YouTube.

Похитюша оценивает образ с красной дорожки.

Похитюша оценивает образ с красной дорожки.

Несмотря на определенную популярность, Похититель Ароматов со своим первым каналом остался нишевым проектом, хотя несколько его фирменных фраз с характерной интонацией – «Бо-о-оже, фу», «Ноль из десяти» и «Браве брависсиме» – стали по-настоящему вирусными.

Позже YouTube удалил его канал за стримы чатов-рулеток, которые до этого неоднократно страйковались, но Похитюша все равно продолжал их делать. Через некоторое время Похититель Ароматов появился в YouTube второй раз — уже без чатов-рулеток, но с более разнообразным юмором, скетчами и драг-квин образами. Впрочем, второй канал сохранил основной принцип роста популярности его юмора: вирусные короткие фразы, произнесенные с очень характерной интонацией, через несколько лет захватили TikTok и сделали Похитителя Ароматов известным.

Александру Дмитренко 37 лет, он киевлянин, но с 2013 года живет в Лондоне. «Маяку» он рассказал, что в Великобритании вышел замуж, а Украину не считает безопасным местом для открытого гея. Дмитренко получил высшее техническое образование в Киеве, где, по его словам, работал на разных должностях: от младшего научного сотрудника в научно-исследовательском институте до продавца-консультанта в Brocard. Сейчас основной доход Похитюши – это монетизация на YouTube и рекламные контракты. Название канала «Похититель Ароматов» вдохновлено фильмом «Воровка книг»: «Я тогда уже жил в Англии. И к запахам относился, как героиня этого фильма — к книгам. Всегда очень увлекался парфюмерией, это был и есть нездоровый интерес».

У Похитителя Ароматов две основных героини – Шура Стоун и Татьяна Трахунец.

Шура начиналась как драг-квин образ, но впоследствии превратилась в полноценного персонажа: у нее появилась работа, семья, гардероб, стиль и фирменные фразы. Татьяна Трахунец – с более выдержанным мейкапом или без него – встречается в скетчах гораздо реже. Она стандартная женщина из бывшего СССР, с мужем и ребенком, свободное время посвящает хейту знаменитостей в соцсетях.

Шура Стоун торгует на рынке.

Шура Стоун торгует на рынке.

Татьяна Трахунец хейтит Ивлееву.

Татьяна Трахунец хейтит Ивлееву.

В то время как контент YouTube усложняется, обрастая дорогими студиями и продакшенами, Александр Дмитренко считает важным оставлять съемочное пространство достаточно аскетичным, а сам съемочный процесс – упрощенным. Мир, где живут его персонажи, как в современных театральных постановках, показан исключительно условно, сосредотачивая внимание на репликах и интонациях главной героини.

Шура Стоун плавает в море во время отдыха в Сочи. Скрин одного из самых популярных скетчей.

Шура Стоун плавает в море во время отдыха в Сочи. Скрин одного из самых популярных скетчей.

Шура Стоун на пляже в Сочи.

Шура Стоун на пляже в Сочи.

«Для меня это принципиальный момент, потому что любая профессиональная съемочная команда убьет ламповость, которую я так ценю. Если захочу быть Леди Гагой в YouTube или получу заманчивое предложение, передумаю, возможно, но пока держусь. Я просто считаю, что производство должно быть или совсем взорванным, как у HBO, или кустарным, при котором человек в кадре вывозит все на собственном труде и индивидуальности. Сейчас можно заметить тенденцию на всякие шоу и фильмы на YouTube. Для меня это немного колхоз. Какое-то телевидение начала нулевых, снятое за копейки, только кучу пафоса при этом нагоняют. Вот я такого себе не желаю, поэтому делаю все своими ручками», – рассказал Похититель Ароматов в интервью «Маяку».

Для моноспектаклей Шуры Стоун текст не пишется заранее. Дмитренко разрабатывает сюжетные арки и придумывает опорные точки для шуток, но никогда не прописывает точные формулировки. Все самые знаменитые цитаты рождаются спонтанно. Он всегда один в кадре, мы можем видеть лишь реакции его героини на непроговоренные реплики других персонажей ее мира: мужей, водителей маршруток, покупателей в супермаркете, где работает Шура. Ощущается, что появление другого персонажа разрушило бы всю комедию, в которой многое построено на узнаваемом образе «нашей» женщины – доминантной матери, не терпящей чужого мнения и слышащей только саму себя.

Юмор Александра Дмитренко наталкивает на неизбежное сравнение: 20 лет назад Андрей Данилко тоже сумел создать универсальный комический образ украинской женщины, с которой так или иначе сталкивался каждый: суржик, яркий макияж, одиночество, бедность и неизменный оптимизм — Сердючка соединила в себе все проблемы и страхи женщин девяностых и начала нулевых. Впрочем, сам Похититель Ароматов с таким сравнением категорически не согласен: «К сожалению, люди судят по набору формальных признаков. Только монолог проводницы Сердючки длится 13 минут, и с ним она ездила с гастролями кучу лет, а каждый из 10 эпизодов Шуры Стоун длится в среднем по часу. У меня другой подход к юмору. Люди, которые способны всмотреться, прочитать между строк, не назовут меня Сердючкой. Это странно».

Похититель Ароматов работает с постсоветской провинциальностью, раскрывая тему через узнаваемые для каждого бытовые ситуации покупки одежды на рынке или продуктов в супермаркете.

«Я всегда был тем мальчиком, который в маршрутке с прищуром высматривает, что там на передних сиденьях у женщины в меховой шапке происходит. То есть с моей внимательностью не вынести из 30 лет жизни в постсоветском пространстве багаж гомерически смешных сюжетов было бы по меньшей мере странно», – говорит Александр.

В интервью изданию SRCLY Дмитренко рассказал, что в 2013 году переехал из Украины, потому что общество, в котором он жил, его «сжирало». В 2021 году можно с уверенностью утверждать, что это общество, уже отделенное тысячами километров, стало основной темой комедии Похитителя Ароматов: он, будучи в безопасности цивилизованной страны, дает нам возможность смеяться над окружающей нас действительностью.

@mellonys

Жиза 😂😂😂 #похитительароматов #шурастоун #похитюша #мем #мемы #бывший #тренд #тренды #топ #рек #рекомендации #смешно #смешноевидео

♬ оригинальный звук — Мемас

Сейчас на канале Похитителя Ароматов 202 тысячи подписчиков, в TikTok – почти 600 тысяч. По меркам современных соцсетей не скажешь, что его аудитория большая, но при этом не получится отрицать огромного влияния Дмитренко на интернет-тренды. Похитюша – это «блогер для блогеров», то есть именно его комедия становится источником вдохновения для других людей, которые, цитируя и делая о нем мемы, превратили его в культового персонажа современного интернет-пространства.

Комментарии