Александра Подгорная
16 декабря 2021

Матрица «Матрицы»: футурологические гипотезы, которые легли в основу фильма

«Матрица» как метафора, оптика, критика и аллегория — примерно так звучат заголовки сотни статей о фильме, вышедшем больше двадцати лет назад. Философ Славой Жижек верно подметил, что «Матрица» функционирует, как тот самый тест Роршаха: каждый видит в ней идеи и теории, которые ему близки. Картина спровоцировала обсуждение актуальных культурных тем на годы вперед — от транссексуальности до капитализма. Но все же, в отличие от случайных чернильных пятен, фильм имеет четкий замысел и его создатели намеренно показывают на экране симбиоз буквально всех существующих футурологических гипотез. Насколько режиссеры были близки к реальности? Разбираем эти концепции.

Коллажи — Артур Бондаренко.

Коллажи — Артур Бондаренко.

В 1999 году «Матрица» стала фундаментом для целого пласта поп-культуры и моментально прославилась обилием философских толкований. Уже через неделю, 22 декабря, в Украине состоится премьера The Matrix Resurrections от Ланы Вачовски — сиквела изначальной трилогии.

Киберпространство

Считается, что термин «киберпространство» ввел писатель-фантаст Уильям Гибсон, называемый отцом киберпанка. Подтвердить эту версию сейчас практически невозможно, но Гибсон действительно первым дал подробное определение виртуального мира в своих романах. Персонажи его историй помещены в Глобальную сеть — в интерфейс иллюзорных матриц. Для героев Гибсона самым ценным навыком становится умение интуитивно отличить реальное от виртуального.

«Это консенсуальная галлюцинация, ежедневно переживаемая миллиардами легальных операторов по всему свету, школьниками, изучающими математические понятия… Графическое представление данных, хранящихся в памяти каждого компьютера, включенного в общечеловеческую сеть. Невообразимая сложность. Световые лучи в псевдопространстве мозга, кластеры и созвездия данных», — так писал Гибсон о киберпространстве в «Нейроманте». 1983 год.

С начала 1980-х множество писателей обратилось к теме виртуальной реальности. В таких декорациях авторы поднимали вопросы этичности, границ человечности, силы корпораций, будущего людей в условиях научного прогресса, ценности общества.

Допущения о существовании кибермира зачастую созвучны с употреблением галлюциногенных веществ — эти идеи, подобно наркотикам, позволяли расширить сознание, высвободить фантазию, дать волю эмоциям и действиям человека, избавляя при этом от последствий. В «Матрице» же киберпространство регламентируется жесткими правилами, у него есть свой создатель — Архитектор. Нео сразу получает предупреждение: «тело не может жить без разума». Умирая в Матрице, он погибнет и в реальном мире.

Согласно распространенной теории фанатов, Морфеус и Пифия — элементы одной программы «Оракул», которую создал Архитектор. Первый дает людям выбор (к слову, единственный выбор, предусмотренный в «Матрице»), а вторая контролирует его. Теория о создателе мира из более развитой цивилизации, технологически превосходящей нашу, также пользуется особой популярностью. Случайно, в качестве эксперимента или ради глобальной цели — мотивы создателя разнятся, у каждой версии есть свои приверженцы.

Ограничение свободы с приходом новых технологий рисует довольно мрачную картину — восхищение и трепет перед прогрессом, присущие писателям золотого века фантастики, сменяются страхом. Киберпространство «Матрицы» пугающе, здесь господствуют запреты, а машины «подпитываются энергией человека», люди — «источник питания» для компьютера.

Позже социологи назовут состояние общества в ХХI веке «технологической усталостью» и свяжут немало ментальных проблем с давлением в социальных сетях.

Апокалипсис

Есть ли футуролог, который не задумывался хоть о какой-нибудь скромной вариации конца света? Апокалипсис присутствует в культурных мифологемах любой цивилизации, отражен в литературе, искусстве, тревогах и надеждах религиозных культов. В «Матрице» для него тоже нашлось место. Вероятно, авторы подразумевали техногенную катастрофу.

Один из основных посылов трилогии — у мира не было шансов, он уничтожен. Оставшимися людьми создавались машины, способные на хотя бы имитацию жизни. Мирные роботы Спрут и Копатель поддерживают процессы в инкубаторе и добывают полезные ископаемые, необходимые для новых машин. Город Зион представляет собой некий баг — разлом в Матрице, воля его обитателей не подавлена — они мечтают вернуться к прежней жизни, «пробудиться». Возможно ли это? Режиссеры дают понять, что сама опция «пробуждения» потенциально доступна, только ни о какой прежней жизни речи быть не может. Планета истощена. Ресурсы Земли не бесконечны, осознание этого факта давно стало важной частью экодвижения во всем мире.

Платоновская пещера

Люди пытались нащупать природу реальности задолго до появления компьютеров.

Вспомним фразу, услышанную Нео от Морфеуса при первой встрече: «Как и все остальные, ты был рожден в цепях в тюрьме, которую ты не можешь понюхать, попробовать на вкус или потрогать. В тюрьме для твоего разума». Эту реплику связывают со знаменательной работой Платона «Государство», написанной в 360 году до нашей эры.

Древнегреческий философ представил человечество в роли узников, закованных в цепи сразу после рождения посреди подземной пещеры. За ними издалека неизменно наблюдает стража. Пленники обращены спиной к огню, что горит у входа в пещеру и является единственным источником света. Обездвиженные люди, неспособные даже повернуть голову, могут разглядеть при таких условиях только тени на стенах. Стражники демонстрируют артефакты на фоне пламени, мимо проходят животные, различные фигуры мелькают перед глазами людей, уверенных, что это и есть реальная жизнь. Пленники рассматривают тени, дают им имена, спорят, кто лучше понимает их значения, а запоминая, какая из теней появляется первой, предсказывают будущее. Узник не осознает, что тень — это всего лишь тень, и мнит себя свободным, не замечая оков.

Пещера-матрица сочетает искусственное и настоящее. Костер относится к обеим категориям, ведь кто-то его разжег, кто-то создал артефакты и обманывает узников. Платон также выделяет «избранного» — одного из пленников освобождает неизвестный, и тот выходит из пещеры, решившись отправиться в путь по темному тоннелю. Знакомый ему мир исчезает, адаптация к яркому свету поначалу дается тяжело, но со временем глаза бывшего заключенного перестают болеть. Он наслаждается истинной природой вокруг себя.

Что произойдет, когда свободный человек вернется в пещеру и расскажет всем о своем открытии? Ему, скорее всего, не поверят или даже захотят его смерти после попыток распилить чьи-то оковы — ведь очень сложно принять, что привычные и такие удобные убеждения оказались ложью.

В «Матрице», как и в платоновских рассуждениях, подняты вопросы «А что же все-таки реально?», «Могу ли я быть счастлив, не зная реальности?», «Какое будущее ждет общество, если оно слепо?» Ответы заключаются в желании каждого человека познать объективный мир, отказавшись от призмы субъективного восприятия.

В XVIII веке рационалист Рене Декарт снова выведет в публичную плоскость размышления об истинности чувств и ощущений. Именно он изобретет метод «радикального сомнения», который с точностью отражен в ленте Вачовски.

Симуляция

Ландшафты и масштабы Матрицы ощутимо изменились, судя по трейлеру The Matrix Resurrections — от оригинальной трилогии сиквел отличают визуальные эффекты и более оптимистичная цветокоррекция. Зритель сразу замечает новые элементы в кадре, подводящие к мысли, что действие происходит в наше время.

Не нарушают ли такие новшества изначально продиктованные законы Матрицы? Вряд ли, поскольку в гипотезу симуляции — идею о том, что наша жизнь не что иное, как хорошо спроектированная иллюзия, — прекрасно вписываются подобные изменения. Известно, что сестры Вачовски всех актеров просили ознакомиться с книгой «Симулякры и симуляции», чтобы лучше понять задумку фильма. Согласно ее автору Жану Бодрийяру, к симулякрам относятся культурные коды и средства массовой информации, которые формируют реальность. Мы воспринимаем ее в основном за счет насыщенности изображений и звука, а «улучшение картинки» обеспечивает безудержный капитализм.

Если раньше вопросы о реальности нашей жизни волновали преимущественно философов, то в 2001 году эту тему впервые затронули в научных кругах. Ник Бостром опубликовал работу «Доказательство симуляции», и его концепция моментально обросла последователями. На заре использования компьютерной симуляции среди ученых Бостром предположил, что со временем технологию усовершенствуют — и она поможет воссоздавать прошлое планет, людей, их социальные взаимоотношения. Варианты этой гипотезы прижились в научной фантастике, став основной сюжетной линией во многих книгах и фильмах.

Многие произведения научной фантастики, а также некоторые технологи и футурологи предсказывают: вскоре нам будут доступны огромные вычислительные мощности. Предположим на мгновение, что эти прогнозы верны. Бостром не сомневался: следующие поколения будут иметь в своем распоряжении сверхмощные компьютеры, на которых запустят детальное моделирование своих предков. Причем машины смогут производить бесчисленное множество таких процессов. В итоге может оказаться так, что симулируемых сущностей окажется больше, чем настоящих людей.

Код для всего

Заманчивая мысль о возможностях просчитать вселенную, а все действия в ее пределах запрограммировать, близка к реалиям современных космических исследований. В ленте неоднократно фигурируют коды, малейшее изменение в которых преображает окружающий визуальный ряд. В трейлере «Воскрешения» Нео вовсе видит город как «цифровой дождь».

В 2017 году продакшн-дизайнер «Матрицы» Саймон Уайтли признался, каким образом он создал массивный шифр из бегущих зеленых букв, то и дело мелькающий в фильме. «Код Матрицы на самом деле сделан из японских рецептов суши», — объяснил дизайнер. Выяснилось, что он отсканировал иероглифы из кулинарной книги своей жены-японки.

Вживление чипов

Главный вектор безумных футурологических опасений — население Земли чипировано и подконтрольно чьей-либо воле. В период пандемии и массовой вакцинации этот домысел вышел на новый уровень.

Однако в «Матрице» взаимодействие биологического и механического выглядит довольно эффективно: чтобы подключиться к системе, герои фильма вживляют провода в свое тело, а по одной из фанатских теорий, каждый в матрице оснащен wi-fi чипом, чтобы оставаться «на связи». Отчасти фильм предсказал важнейшие изобретения в медицине: бионические протезы, а также имплантируемые устройства для мониторинга данных и лечения некоторых заболеваний, чаще всего при нарушениях ритма сердца. Некоторым пациентам вживляют электронную систему, купирующую эпилептические припадки. Сейчас на этапе испытания чип, призванный избавить людей с тяжелыми формами депрессивного расстройства от страданий.

Так, эстетику «Матрицы» глубоко впитали фильмы, клипы и любые изображения технократического будущего.

читайте также
Комментарии