11 октября 2020

Мумие мое. Как и зачем бальзамированные останки древних египтян использовались в медицине и искусстве

Итак, фараон умер. На протяжении следующих нескольких недель священнослужителям и бальзамировщикам предстоит много работы. Сперва нужно тщательно омыть тело, удалить внутренности, а вместо них в брюшную полость поместить растительные смолы и благовония. Затем тело обмотать повязками, покрытыми камедью и маслом. После всех этих манипуляций мумию кладут в гроб и несут к гробнице, сопровождается это действие масштабной похоронной процессией.

На протяжении тысячелетий древние египтяне повторяли эту процедуру и ее различные вариации всякий раз, когда умирал кто-то из фараонов, членов его семейства или представителей тогдашних элит. Как написал английский врач Томас Браун в 1658 году, египетская искусность в бальзамировании тел обусловлена мыслью, что душа вернется в него.    

После упадка Египта гробницы фараонов, насколько тайными они ни были, привлекли внимание мародеров. Все, что они не успели разграбить, досталось археологам, благодаря которым мы можем посмотреть на бальзамированные тела в музеях по всему миру. За это время ученые создали различные инструменты для изучения мумий: от обычного вскрытия до рентгеновских снимков и процедур компьютерной томографии.

Мумии стали источником информации как о жизни, так и о смерти в Древнем Египте. Но интерес к ним зародился намного раньше появления самой археологии. И был он медицинско-гастрономического характера.

Все верно, европейцы ели измельченные останки мумий, считая их лекарством. Как пишет Браун, «мумии превратились в товар, Мизраим подарил лекарство от ран, а фараона измельчают на бальзамы». Как так вышло? Трудности перевода.

Слово mummy пришло из арабского и персидского языков. Mumia означает битум, а mum — воск. Средневековый персидский врач Ибн Сина (или Авиценна) полагал, что битум обладает лечебными свойствами. Хотя порой под мумие подразумевали смесь из древесной смолы и благовоний, которые использовали при бальзамировании тел.

Идеи о полезности мумий продолжали циркулировать на Ближнем Востоке, откуда в латинских переводах попали к европейским врачам, которые неверно перевели слово mummia. Они были уверены, что мумие — это компонент, который получают из соков бальзамированных тел, смешанных со смолой и благовониями. Вскоре и самих мумий наделили целебными свойствами. 

В период эпохи Возрождения на телах мумий можно было сорвать солидный куш. Торговля буквально шла в промышленных масштабах. Европейские торговцы регулярно путешествовали в Египет, чтобы скупить забальзамированных мертвецов, выкопанных местными, и переправить их на родину. 

Например, немецкий путешественник Иоганн Хельфрих два дня раскапывал из песка мумий возле Каира. Другой английский купец Джон Сандерсон в 1586 году привез в Лондон образцы останков мумий весом 272 килограмма и продал их в местные аптеки. 

Европа помешалась на мумиях. Их использовали при английском дворе Эдуарда IV. Сообщалось, что французский монарх Франциск I не покидал дверей собственной спальни, не взяв с собой порошок из мумий с корнем ревеня. 

Не стоит удивляться. Европейцы, желая излечиться от различных недугов, не брезговали и другими видами каннибализма. В медицинских книгах XVI и XVII веков среди прочих лекарств рекомендуют пить кровь и питаться мхом, выращенным на человеческом черепе. Пьер Помет, аптекарь при дворе Людовика XIV, хоть и скептично относился к применению останков мумий, но при этом рекомендовал человеческий жир в качестве средства против подагры и для успокоения.

Мумия однако была наиболее прославленной формой медицинского каннибализма. Ее использовали во многих сферах. Как писал английский философ Фрэнсис Бэкон в 1626 году, ей по силам остановить даже кровотечение. Одни врачи утверждали, что тело мумии — «отличное средство при болезнях, возникающих из-за холода и влажности», другие предлагали лечить ею язвы и камни в почках. 

Вскоре интерес к телам мумий как к панацее начал утихать. В XVIII веке врачи и аптекари все реже прописывали порошок из мумий в качестве лекарства. Не из-за этической целесообразности медицинского каннибализма. Повальная популярность привела к дефициту бальзамированных тел, да к тому же египетские власти наложили запрет на их выкапывание. Взамен некоторые ушлые аптекари и врачи пытались «толкнуть» доверчивым покупателям останки тел погибших путешественников, казненных преступников, жертв эпидемий и даже мертворожденных младенцев.   

Вскоре наконец-то врачи и ученые поставили под сомнение целебные качества бальзамированных тел древнеегипетской элиты. Многие эксперты засомневались в том, что представляет из себя мумие, и на то были веские причины. Например, в литературе того времени указано, что останки мумий могли продавать в качестве жидкости (носовой платок Отелло был пропитан «влагой из сердец мумий») или в форме порошка, как в комедии Бена Джонсона «Вольпоне».

В эпоху Просвещения останки фараонов перестали считать целебными, но им нашли другое применение — более созидательное. Так в XVII веке появилась «краска мумия» — это коричневый оттенок, который сегодня называют колькотар. Художник Бенджамин Уэст рекомендовал своим американским коллегам покрывать полотна ее тонким слоем. Многие прислушались к его совету. Среди них  — Ангелика Кауфман, а спустя век — французский живописец Эжен Делакруа и английские прерафаэлиты, например, Эдвард Берн-Джонс. 

Но и здесь не утихали споры. Творцы дискутировали о том, какого цвета должна быть краска, полученная из бальзамированных тел, и действительно ли она создана из них. Некоторые полагали, что это просто битум, смешанный с останками животных. 

Даже в 1926 году компания по выпуску красок C Roberson & Co по-прежнему рекламировала свою версию: «Пигмент, приготовленный из измельченного битума и костей египетских мумий».

Но и в XXI веке ситуация не сильно изменилась. Наши современники продолжают изымать забальзамированные тела. А когда в 2018 году в Александрии в одном из саркофагов обнаружили красную жидкость, на сайте Change.org появилась петиция, под которой подписались десятки тысяч людей, требуя… дать им выпить ее. К тому же в наши дни до сих пор широко распространена торговля забальзамированными останками человеческих тел.  

Разница лишь в том, что современные археологи и музейные специалисты настаивают, что нужно «уважать» многолетних мертвецов и не забывать: они когда-то были людьми. 

При этом ученые продолжают изучать мумии. Недавно исследователи даже умудрились заставить трехтысячелетнего мертвеца «разговаривать», правда, он издал всего одну букву. Но какую! 

Изображение — Aeon, Haunted Walk, Wikimedia.

Комментарии