26 сентября 2020

На острие бритвы. Как менялось отношение к волосам на женском теле

Если вбить в Google запрос «когда женщины», то пятым результатом будет «начали бриться». Видимо, этот вопрос не дает покоя очень многим. И не зря: в определенные эпохи эта процедура демонстрировала статус, определяла понятие женственности и представление об «идеальном теле».

Сегодня отношение к волосам на теле у женщин противоречивое: одни полагают, что это не соответствует условным канонам красоты; другие видят в них недооцененную эстетику и способ отстоять свою индивидуальность. Тем временем гендерные вопросы, движение бодипозитива и меняющиеся стандарты бьюти-сектора переосмысливают значение волос на теле у женщин. 

По словам Хизер Виддоуз, профессора глобальной этики Британского университета в Бирмингеме и авторки книги «Идеальная я: красота как этическая идея», в наши дни большинство женщин вынуждены избавляться от волос с различных участков тела, словно у них нет другого выбора. Тем не менее восприятие «волосатости» медленно, но меняется.

От античности до викторианской эпохи

Во времена Древнего Египта и античности как женщины, так и мужчины старались удалять волосы с тела. Для этого они использовали ракушки, пчелиный воск и другие методы. И эстетика здесь ни при чем. Как пишет Виктория Шерроу в своей книге «Энциклопедия волос», люди избавлялись от волос на теле, в первую очередь руководствуясь гигиеной. А древние римляне полагали, что отсутствие волос на теле демонстрирует статус.  

 На Ближнем Востоке, а также в Восточной и Южной Азии волосы удаляли со всего лица. Однако «моноброви» считали очаровательными как у мужчин, так и у женщин, их часто подчеркивали специальной краской.

В Персии процедуры, связанные с избавлением от волос, проводили перед вступлением во взрослую жизнь или в брак. В Китае к волосам на теле всегда относились спокойно, и даже сегодня женщины из Поднебесной ощущают меньшее социальное давление из-за волос на теле. То же самое можно сказать и о других странах Азии. 

Например, в Южной Корее лобковые волосы долгое время считались признаком фертильности и сексуального здоровья. За последнее десятилетие неоднократно появлялись сообщения о том, что некоторые местные женщины проходили процедуру пересадки лобковых волос к уже существующим собственным.

Но европейцы не всегда были одержимы безволосостью. В Средние века полагали, что порядочные католические женщины «отпускали» волосы у себя на теле, так как это считалось признаком женственности. Однако тело, разумеется, нужно было скрывать от глаз посторонних. Лицо было единственным местом, где волосы считались неприглядными: в XIV веке дамы вырывали их со лба, чтобы придать лицу более овальный вид. Когда Елизавета I пришла к власти в 1558 году, она ввела в моду удаление бровей.

К концу XVIII века удаление волос редко практиковалось среди европейских и американских женщин. Хотя в 1760 году французский парикмахер Жак Перре изобрел первую безопасную бритву для мужчин, которую использовали также некоторые женщины.

В конце XIX века эпиляция стала неотъемлемой частью косметической программы у женщин по обе стороны Атлантического океана. По словам Ребекки Херциг, авторки книги «Выщипанные: история удаления волос», современное представление о неженственности волос на теле восходит к книге английского натуралиста Чарльза Дарвина «Происхождение человека».

«Теория естественного отбора Дарвина обосновывает волосы на теле “первобытными истоками и атавистическим возвращением к более ранним, менее развитым" формам», — пишет Херциг, профессор гендерных и сексуальных исследований в колледже Бейтса в штате Мэн.

«Заставить женщин думать, что они должны быть безволосыми, чтобы считаться достойными внимания, является гетеронормативным способом контролировать их тело — и их самих — с помощью пристыжения», — объясняет Виддоуз.

К началу XX века белые американцы, принадлежащие к верхнему и среднему классу, все чаще рассматривали гладкую кожу как признак женственности, а наличие волос на теле — как отвратительное явление. Избавляясь от волос, они «таким образом отделяли себя от простолюдинов, низшего класса и иммигрантов», пишет Херциг.

Противоречивый XX век

В первые десятилетия XX века в моду вошли платья без рукавов, и это привело к большей популяризации депиляции в США. 

В 1915 году Harper’s Bazaar стал первым женским журналом, который провел кампанию, посвященную удалению волос из подмышек. В том же году компания Gillette выпустила на рынок первую бритву для женщин — Milady Décolletée. Ее рекламный слоган: «Прекрасное дополнение к туалетному столику Milady, которое решает неловкую личную проблему».

На протяжении 30-х и 40-х годов платья становились короче, а из-за Второй мировой войны наблюдался дефицит нейлоновых чулок. Все это также вело к популяризации бритых ног у женщин. В 1946 году появились бикини, и тогда встал вопрос об удалении волос в паховой зоне. 

В 1953 году на газетных прилавках запестрел журнал Playboy. Его модели установили новый безволосый стандарт сексуальности. 

К 1964 году 98% американских женщин в возрасте от 15 до 44 лет регулярно брили ноги. Восковые полоски и первые методы лазерной эпиляции возникли тоже в это время, хотя от последней быстро отказались из-за ее вредного воздействия на кожу. Ее безопасный вариант появится только несколько десятилетий спустя.

В конце 60-х и 70-х годов волосы на различных участках тела чаще стали мелькать на страницах Playboy. Это была эпоха второй волны феминизма, а на улицах все чаще начали встречаться молодые юноши и девушки, разодетые в пестрые одежды со знаком «мир», которые не видели в волосатости ничего зазорного. Для многих женщин волосы на теле стали символом их борьбы за равенство. 

Однако в последующие десятилетия наметился перелом, поп-культура набирала обороты, порнография засверкала на экранах кинотеатров, и эпиляция начала вновь привлекать женщин из разных классов.  

В 1987 году семь сестер из Бразилии (известны как J Sisters) открыли в Нью-Йорке салон, предлагающий так называемую бразильскую депиляцию — полное удаление волос в паховой зоне и вокруг гениталий. Такие знаменитости, как Гвинет Пэлтроу и Наоми Кэмпбелл, популяризировали эту процедуру среди масс.

Волосы на теле как способ устыдить

В 90-х реклама и средства массовой информации продолжали продвигать идеал безволосых тел. Идея о том, что женские волосы являются отвратительными, только укрепилась. В свою очередь, методы депиляции и эпиляции стали более точными.

В 2008 году Брианн Фаас, профессор кафедры женских и гендерных исследований в Университете штата Аризона, поставила перед студентками задачу отрастить волосы на различных участках тела и написать статью, в которой нужно было описать этот опыт. Позже Фаас пригласила поучаствовать в эксперименте мужчин — их, наоборот, попросили брить ноги. Проект продолжается и по сей день.

По словам Фаас, задание должно продемонстрировать культурную неизбежность эпиляции для женщин. На протяжении многих лет те, кто принимал участие в ее эксперименте, сталкивались с рядом взаимосвязанных проблем: испытывали глубокое чувство стыда, неуверенность, даже социальный остракизм.

«Были также случаи гетеросексизма и гомофобии: идея о том, что отращивание женщиной волос на ногах автоматически подразумевает, что она лесбиянка, а бритье у мужчин означает, что он — гей. Женщины часто не понимают, насколько общество, семья и друзья влияют на то, что мы делаем с собственным телом. И насколько то, что мы привыкли считать своим выбором, на самом деле навязывалось нам на протяжении многих поколений», — рассуждает Фаас.

Сегодня все больше молодых женщин меняют свое отношение к волосам на любых участках тела, особенно это заметно в Instagram. СМИ также начали смотреть на этот феномен под другим углом — тот же Harper’s Bazaar, который в начале XX века запустил кампанию по удалению волос, теперь публикует фото модели Эмили Ратаковски, где она позирует с небритыми подмышками. 

View this post on Instagram

Primping ✨

A post shared by Billie (@billie) on

Бренды, специализирующиеся на выпуске бритвенных принадлежностей для женщин, также призывают положительно относиться к волосам на любых участках тела. Например, компания Billie вместо того, чтобы показывать идеально гладкие модели, типичные для женской рекламы бритья, изображает различные группы женщин, которые по-разному относятся к волосам на своем теле.

И хотя мысль о том, что сбривать все волосы на теле не обязательно, не кажется уже революционной, она может стать важным шагом для переосмысления эстетики женского тела. 

По материалам CNN.

Комментарии