10 декабря 2020

Наркобарон из TikTok. Как мексиканская мафия ведет социальные сети и привлекает новых членов картеля

Оружие, красивые девушки, экзотические животные и пачки денег — очень много пачек. Пока Мексика бьет рекорды по количеству умышленных убийств, другую реальность этой страны можно увидеть в TikTok, где члены наркокартелей публикуют видео своих яхт и частных самолетов.

Вы правда надеялись увидеть очередной челлендж в TikTok или смешное видео под вирусный трек? Все оказалось немного сложнее. Как выяснили журналисты New York Times, сегодня эту соцсеть используют представители мексиканского наркобизнеса — их видео похожи на жизнь голливудских звезд и набирают тысячи просмотров. Правда, практически сразу блокируются из-за «незаконной деятельности».

Так выглядят скриншоты из аккаунтов сыновей мексиканского мафиози Эль Чапо. Один из них, Хесус Альфредо Гусман, находится в списке самых разыскиваемых беглецов Управления по борьбе с наркотиками США. 

Так выглядят скриншоты из аккаунтов сыновей мексиканского мафиози Эль Чапо. Один из них, Хесус Альфредо Гусман, находится в списке самых разыскиваемых беглецов Управления по борьбе с наркотиками США. 

Считается, что TikTok-видео членов картелей — очень своеобразный вид пропагандистской кампании. Показывая самую приятную сторону своей жизни, мафиози как будто маскируют кровавые убийства.

Так работает наркомаркетинг — молодым мексиканцам и американцам показывают все преимущества вступления в картель. Их ждут богатство, слава и красивая жизнь.

«Картели используют подобные платформы для рекламы», — подтверждает Алехандра Леон Ольвера, антрополог из испанского Университета Мурсиа.

Подобный контент циркулирует в мексиканских соцсетях уже несколько лет — недавно он появился и среди американских пользователей TikTok. Лайкая это видео, они открывали другую сторону платформы — видео аккаунтов, которые предположительно принадлежали наркобаронам из Мексики.

«Это выглядит захватывающе — как будто смотришь фильм», — рассказывает 18-летний Рикардо Анхелес, калифорнийский тиктокер, который интересуется культурой картелей.

Отвечая на вопрос журналистов, представители TikTok заявили, что соцсеть удаляет все аккаунты и видео, которые пропагандируют незаконную деятельность.

Романтизация картелей — не что-то новое для мира интернета. Так считает Иоанн Грилл, автор книги «Эль Нарко: внутри преступного мятежа в Мексике».

Сначала картели публиковали в соцсетях жестокие видео — изображения обезглавливания и пыток. Таким образом они вселяли страх в членов банд-конкурентов и показывали правительству свою безжалостность. Но по мере развития платформ и новых ограничений контента мафиози пришлось быть более изощренными.

Конечно, наводящие ужас видео все еще публикуются и все так же постепенно удаляются. Куда более популярным средством стала «романтизация наркобизнеса»: членам картелей выгодно привлекать новых людей к торговле наркотиками. Для этого достаточно пообещать дорогие машины, женщин и чемоданы с валютой.

«Все дело в мечте. Вот что они показывают», — говорит Эд Кальдерон, консультант по безопасности и бывший сотрудник мексиканских правоохранительных органов.

Предполагается, что чаще всего видео публикуют молодые участники картелей — наемные убийцы, просто желающие похвастаться своими трофеями. Поэтому количество роликов в соцсетях может быть не спланированной кампанией картелей, а просто обычными видео молодых парней — пускай и участников преступной группировки.

В любом случае, TikTok принес много изменений в жанр картельных видео. Сообщения должны быть быстрыми, увлекательными и обязательно вирусными. Как знаменитое и уже удаленное видео с мексиканским фермером — мужчина работал на маковом поле и предположительно занимался производством героина. Ролик собрал до полумиллиона просмотров.

Такие видео могут быть предназначены как для мексиканской аудитории, так и для пользователей из США. Вторые помогают их продвигать — молодых людей впечатляет иной преступный мир и вдохновляют шоу на Netflix (например, «Нарко»).

Комментарии