Сергей Лозовский
17 июля 2019

Не всего лишь кино. Дневник ОМКФ, день четвертый

Кинообозреватель Сергей Лозовский ведет хронику ОМКФ, рассказывая не только лишь о кино.

Дневник первых дней читайте тут и тут.

Портрет Юрия Куклачева иронично и немного осуждающе рассматривает людей, пришедших посмотреть на документальный фильм про одиозного кинопродюсера Харви Вайнштейна. Возможно, они бы даже смогли найти общий язык: в конце концов, обоих обвиняли в жестоком обращении с подчиненными. Только вот у кошек, в отличии от людей, нет права голоса.

Фильм «Вайнштейн» — это то кино, которое смотреть не очень хочется, но надо. Не хочется потому, что после просмотра возникает желание помыться. Кажется, что чьи-то грязные руки прошлись и по тебе. Документальная работа Урсулы Макфарлейн сосредоточена на женщинах, которые обвиняют Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах. При этом не скрывается, что Харви был блистательным продюсером с настоящим чутьем на отличное кино, которое непременно выстрелит. 

Он выпустил на экраны такие фильмы как «Криминальное чтиво», «Английский пациент», «Влюбленный Шекспир», «Клерки» и десятки других замечательных работ. Но все это меркнет, когда в кадре одна за другой появляются женщины, рассказывающие о том, как Вайнштейн, пользуясь своим авторитетом и властью, давил на них, принуждая к половому контакту.

Харви Вайнштейн не применял физическое насилие, что позднее дало ему основания утверждать в суде, что все его сексуальные контакты были абсолютно добровольные с обеих сторон. Теоретически, любая женщина могла ему отказать, встать и уйти, но фактически, как утверждают авторы фильма, сделать это было непросто. Харви был влиятельным человеком, наделенным огромной властью.

Он умел психологически давить на жертву и не воспринимал слово «нет» как отказ. На данный момент более 80-ти женщин обвинили его в домогательствах. Степень вины Харви будет определять суд, однако бесспорно одно — этот скандал запустил огромную волну под названием #MeToo.

Под этим хэштегом миллионы людей делились своими рассказами о сексуальном насилии, что позволило осветить грандиозный масштаб этой проблемы. Скандал ударил по множеству высокопоставленных людей — по режиссерам, редакторам, издателям и руководителям всех калибров. История Харви Вайнштейна отвратительна, но она стала тем поворотным моментом, после которого цивилизованный мир уже никогда не будет таким, как прежде.

Второе большое кино сегодняшнего дня — украинский фильм режиссера Тимура Ященко «Черкассы U311». Как его ласково называли в кулуарах, «наш Дюнкерк». Это история, посвященная морскому тральщику «Черкассы», который в марте 2014 года оказался наряду с другими украинскими военными судами заблокирован в бухте Донузлав. Двадцать дней корабль дрейфовал, не имея возможности ни вернуться в захваченный российскими военными порт, ни выйти в море. Тогда украинские суда один за одним сдавались, и только «Черкассы» продолжали свою безнадежную борьбу.

Фильм вызвал овацию, которая продолжалась вплоть до конца финальных титров. Большая их часть, впрочем, была адресована не только авторам фильма, но и парням, которые служили на том самом тральщике, и которые присутствовали в зале. Тем не менее, это действительно очень достойная военная драма. В ней нет излишнего пафоса, а герои говорят не агитационными лозунгами, а простыми человеческими, иногда обильно усыпанными матами, словами.

Это тот фильм, который хочется назвать хорошим зрительским кино уже без всяких оговорок на молодость и неопытность нашего кинопрома. Его еще будут повторять на кинофестивале в субботу, 20 июля в 16:30 (кинотеатр Родина). Следующий показ на большом экране будет только в феврале 2020 года.

Комментарии