30 августа 2020

«Но, боже мой, какая скука!» Краткая история самого утомительного чувства

Каждый борется со скукой по-своему. Кто-то изнывает, кто-то ищет новое увлекательное хобби, кто-то закупается едой и ложится на диван смотреть сериал, а кто-то залипает в новостную ленту соцсетей, обновляя ее вновь и вновь. Скука преследует человека на протяжении всей жизни, а переосмысливают ее на протяжении всей истории. И это явление пережило множество метаморфоз.

Условно скукой можно назвать неприятное аффективное состояние, находясь в котором человек ощущает повсеместное отсутствие интереса к текущей деятельности (или бездеятельности). Исследователи из Университета Ватерлоо разделили скуку на три типа: 

  • когда нас заставляют заниматься тем, чем мы не хотим;

  • когда нам сложно поддерживать интерес к занятию;

  • когда нам не дают делать то, что мы хотим.

Как пишет Conversation, первое упоминание об этом состоянии встречается в Древнем Риме. Например, у Лукреция. В своей поэме он рассказывает о попытке обеспеченного римлянина сбежать от скуки в свой загородный дом, но и там это чувство настигает его. Римский философ-стоик Сенека сравнивал скуку с тошнотой.

Христианские богословы поместили скуку в широкий термин «акедия»: его начали применять монахи, чтобы описать часы одиночества, которые переживают священнослужители, ютясь в кельях. Слово позаимствовали из древнегреческого, где оно означает безмятежность или небрежность. Христианские деятели наделили его негативной коннотацией, так акедия стала синонимом уныния, а затем лени и вошло в пантеон грехов. В XX веке акедию переосмыслили. Она стала обозначать меланхолическое состояние, когда утрачиваешь веру в то, чем занимаешься. Эпоха Возрождения ассоциировала скуку с чувством меланхолии. Взгляните на одноименную картину Альбрехта Дюрера. 

Изображение — «Меланхолия». Альбрехт Дюрер, 1514 год.

Изображение — «Меланхолия». Альбрехт Дюрер, 1514 год.

Знакомое ощущение, не так ли?

Скука литературная

Точное появление слова «скука» в русском языке неизвестно. Согласно словарю Макса Фасмера, оно имеет общее значение с сербским скучити, что означает «теснить, поставить в затруднительное положение».

А вот английскую форму — boredom — предположительно, изобрел сам викторианский классик Чарльз Диккенс. В романе «Холодный дом» аристократка Леди Дедлок жалуется на то, что ей до смерти скучно по ряду причин: плохая погода, невзрачные выступления музыкантов и театралов, надоевшие пейзажи.

Примечательно, что скуку зачастую описывали в контексте жизни высшего класса — чувство демонстрировало привилегированное положение в обществе. Рабочий человек не скучает, у него нет времени и средств на такую роскошь. У того же Диккенса в «Тяжелых временах» персонаж Джеймс Хартхаус оценивает постоянное чувство скуки как признак своей родословной.

В русской литературе середины XIX века встречается даже определенный типаж героя: вечноскучающего, не находящего себе места в обществе — «лишнего человека». Такие персонажи источают душевную усталость, цинизм, склонны к рискованным поступкам, ведут праздную жизнь, но не получают от нее удовольствия, самодеструктивны. Название для архетипа утвердилось после выхода повести «Дневник лишнего человека» Ивана Тургенева. Сюда можно отнести Евгения Онегина, Григория Печорина и Илью Обломова. 

Да и вообще конец XIX века и начало XX века — золотое время для скучающих героев: Мадам Бовари, Анна Каренина. Да достаточно вспомнить поэтов-декадентов с их английским spleen или французским ennuis.

Есть мнение, что скука как эпидемия, если использовать сравнение немецкого философа Вальтера Беньямина, начала поражать широкие слои обществе в XIX веке в связи с модернизацией европейского общества. Индустриализация утвердила новые способы восприятия повседневной жизни у людей. Стандартизированные рабочие часы, монотонная деятельность на заводах и фабриках — приди, отработай положенное, чтобы снова вернуться домой и повторить на следующий день — вызвали потерю смысла и чувство бесполезности собственных действий.

Скука философская

В XIX веке и в начале XX века скука стала объектом исследования философов. Они рассматривали ее как чувство, присущее человечеству в целом.

Например, основоположник философии экзистенциализма датчанин Серен Кьеркегор, будучи человеком верующим, полагал, что Бог создал мир и людей просто потому, что ему стало скучно. В конце концов это же чувство подтолкнуло Адама и Еву на первородный грех.

Ему вторил немецкий философ Фридрих Ницше: «Темой для великого поэта могла бы стать скука Всевышнего после седьмого дня Творения». А спустя полвека французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр назвал скуку «проказой души». Чувство скуки хорошо ощущается в его романе «Тошнота», так же, как и у другого французского писателя Альбера Камю в «Постороннем». Главные герои постоянно переживают ее наряду с чувством изоляции.

Уместно вспомнить пессимистичного немецкого философа Артура Шопенгауэра. Он полагал, что чувство скуки — очевидное доказательство абсолютной бессмысленности жизни. В эссе «Исследование пессимизма» он пишет:

«Истина данного утверждения очевидна, достаточно вспомнить, что человек — это совокупность потребностей и нужд, которые сложно удовлетворить, и даже когда они удовлетворены, все, что он получает, — это состояние безболезненности, где ему ничего не остается, кроме как остаться на тет-а-тет со скукой».

Немецкий философ Мартин Хайдеггер разделял скуку на три вида: «скука-от» — когда мы ищем, чем себя занять (в поездке, во время ожидания, в очереди); «скука-при» — когда предполагаемое развлечение нас не радует (когда после похода в гости мы понимаем, что нам было скучно) и глубинная скука — когда нам просто скучно и неясно, что же провоцирует ее.

Немецкий неофрейдист Эрих Фромм назвал скуку «пожалуй, главным источником агрессии и деструктивности».

Скука научная

В начале XX веке психология начала исследовать широкий набор человеческих чувств, обходя скуку стороной. Ей уделяли мало внимания, не выделяя скуку среди остальных аффективных состояний. 

Только в 1938 году психолог Джозеф Бармак заинтересовался скукой. Он решил выяснить, как фабричные рабочие изо дня в день справляются с монотонным и утомительным занятием. Как оказалось, им в этом помогали стимуляторы — кофеин, амфетамины и эфедрин. 

Однако за последние десятилетия отношение к скуке начинает меняться, как и к другим ранее считавшимся отрицательными эмоциям. Возникновение более совершенных инструментов и методик помогло психологам изучить скуку и установить ее реальные последствия. 

Множество исследований показали, что люди, которые часто томятся от скуки, чаще страдают от депрессии, тревожного расстройства, игромании, расстройств пищевого поведения, агрессии и других психосоциальных проблем, склонны к риску, алкоголизму, наркомании и деструктивному поведению. Психолог Сэнди Манн полагает, что скуку уместно сравнивать со стрессом, но при этом полагает, что это чувство положительно воздействует на креативность. И доказала это на ряде экспериментов.

И, конечно, работа и скука могут зачастую быть взаимосвязаны. В 2007 году два швейцарских бизнес-консультанта Петер Вердер и Филипп Ротлин описали в своей книге Diagnose Boreout так называемый синдром хронической скуки. Это психологическое расстройство, которое вызывает депрессию и физическое недомогание: бессонницу, звон в ушах, головные боли, головокружение и расстройство желудка. Одна из причин — нехватка необходимой умственной нагрузки на рабочем месте.

Также исследователи попытались выяснить, как скука влияет на аппетит и конкретные гастрономические привычки. Например, исследователи из Маастрихтского университета провели два эксперимента, в одном из которых добровольцам показывали часовой документальный фильм «В поисках памяти», а затем монотонное повторение 85-секундного фрагмента из этой же ленты — на протяжении 60 минут. Возле каждого участника был дозатор драже M&Ms, и оказалось, что скучающие зрители налегали на конфеты посильнее. Исследователи заключили, что тяга к еде и перекусам возрастает вместе с монотонностью занятия. 

Но не следует излишне демонизировать скуку. Исследования показали, что она помогает найти новый смысл жизни, вдохновляет на новые ощущения и исследование мира вокруг нас. Скука — это функциональная эмоция, которая заставляет людей переосмыслить то, что они делают, и принять более подходящее им решение. Кроме того, как было выше сказано, некоторые исследования показали, что скука повышает креативность и влияет на социализацию.

Поэтому, похоже, скука — еще один незаменимый инструмент в психологическом арсенале человека, который способен при правильном применении сделать жизнь полноценной.

Изображения — Tessa Dóniga.



Комментарии