Пандемия

Онлайн-мессы, пустые мечети, виртуальная бар-мицва: как мировые религии адаптировались к эпохе COVID-19

12 минут
13 мая, 2020

Рассказываем, как мировые религии отреагировали на пандемию, какие цифровые инструменты они используют для общения с прихожанами, как изменили ритуалы и многолетние традиции и как реагируют на COVID-19 христиане, мусульмане, евреи, буддисты, саентологи и даже сатанисты.

Всего несколько месяцев понадобилось вирусу SARS-CoV-2, чтобы перестроить привычный уклад миллиардов людей. Крошечный патоген вторгся не только в организм, но и во все сферы нашего существования. Перекомбинировал их структуру, создал новые правила и условия, последствия которых мировое сообщество, по некоторым прогнозам, будет ощущать еще не один год. Сама же пандемия COVID-19 оставит выраженный исторический шрам в нашей летописи, став феноменом, который вынудил нас переосмыслить собственную жизнь.

В то же время пандемия продемонстрировала наши навыки к адаптации. Столкнувшись с невидимым общим врагом, которого, как иногда кажется, так не хватает, человечеству пришлось кооперироваться, мобилизовать силы и привыкать к новому мировому порядку — да такому, который лишь ускорил диджитализацию общества. И религия не стала исключением. 

Image Title

Коллаж — Екатерина Юськович.

ВОЗаповеди

В январе 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила чрезвычайную ситуацию международного значения в области здравоохранения в связи с COVID-19. Спустя полтора месяца эпидемия переросла в пандемию. Карантин, некогда ассоциирующийся у большинства с профилактическими мерами в учебных заведениях, стал нормой для многих жителей Земли — вне зависимости от их истории, культурных различий и религиозных взглядов. У руля встали социальная дистанция и самоизоляция, призывающие держаться друг от друга подальше. А так как религиозные собрания и таинства зачастую связаны с массовыми скоплениями, то, несомненно, COVID-19 ударил по религиозным обычаям.  

Особенно тяжелым для государственных структур и религиозных институтов стал апрель. На него приходится много религиозных праздников: иудейский Песах, христианская Пасха, мусульманский Рамадан, индуистский Рама-навами, Тамильский Новый год и буддистский Сонгкран. Все эти праздники характеризуются массовыми скоплениями людей в культовых сооружениях, поэтому суперраспространение коронавируса вполне могло осуществиться, если бы религиозные организации не согласились соблюдать государственные запреты и прислушаться к медицинскому сообществу. 

7 апреля ВОЗ выпустила подробный гид для религиозных институтов, где собраны рекомендации о том, как проводить службы во время эпидемии. Сразу отметим, что некоторые религиозные представительства решили игнорировать их. И предсказуемо поплатились за это вспышками инфекции, став ее очагами и суперраспространителями.

Итак, возьмем основное из рекомендаций от ВОЗ: 

  • отказаться от проведения массовых собраний. Если это невозможно, то создать условия, при которых расстояние между прихожанами будут не меньше 1 метра;

  • проводить собрания лучше на улице;

  • избегать близких контактов, объятий между прихожанами и священнослужителями, а традиционные приветствия заменить, например, на «знак мира»;

  • не целовать и не прикасаться к святыням, ограничить контакт с инвентарем, используемым в процессиях;

  • использовать личные предметы для молитвы, а также средства гигиены;

  • регулярно поддерживать в чистоте места массовых скоплений людей.

Большинство представителей мировых религий согласились на ограничительные меры, но контакт с паствой нужно поддерживать.   

И тогда религиозные лидеры обратились к Zoom, YouTube, Facebook, Instagram и другим приложениям, стали использовать онлайн-платформы для церквей, чтобы поддерживать связь со своими прихожанами, проводить мессы или ежедневные молитвенные чтения. На сайтах религиозных организаций появились гиды по использованию различных цифровых инструментов для поддержки духовной жизни прихожан.

Как пишет издание dot L.A, до начала пандемии COVID-19 свыше 3000 человек пользовались приложением Churchome, с тех пор эти цифры выросли на 150%. В одну из воскресных служб 1,33 миллиона человек присоединились к виртуальной церкви в прямом эфире. 

По словам СЕО Churchome Дэвида Кролла, посещаемость церковных приложений также выросла во всем мире, учитывая, что 20% активных пользователей находятся за пределами США. В Британии — на 136%,  в Сингапуре — на 127%, в Канаде — на 168%, в Мексике — на 212%.

Некоторые христиане перешли на интернет-приложение Pray.com, которое позволяет отправлять молитвенные просьбы и делать пожертвования. В марте зафиксировали 850 000 активных пользователей за месяц. В апреле на сайте наблюдался рост пожертвований на 173% и ежедневной подписки на 489%. Приложение насчитывает свыше 50 000 религиозных общин, 99% из которых являются церквями.

Так церкви значительно расширили свое присутствие в интернете.

Сейчас рассмотрим подробно, как мировые (и не очень) религии адаптировались к эпохе COVID-19.

Image Title

Коллаж — Екатерина Юськович.

Христианство. Онлайн-мессы, гугл-формы для молитвы за упокой, воскресные службы на колесах

Интернет стал основным инструментом, с помощью которого христианские лидеры поддерживают веру и надежду у прихожан: пасхальная месса онлайн, ежедневные чтения молитв, религиозные лидеры во всем мире транслируют службы в Facebook, Twitter или Instagram. Папа римский Франциск провел воскресную пасхальную службу в пустой базилике Святого Петра. Ватикан дистанционно отпустил грехи всем католикам, так или иначе пострадавшим от коронавируса. Архиепископ Кентерберийский и духовный лидер Англиканского сообщества во всем мире впервые провел виртуальную Евхаристию, ее транслировали по 39 местным станциям BBC. Руководители Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, или мормоны, сообщили 15 миллионам своих прихожан по всему миру, что все общественные собрания будут приостановлены. 

Большинство христианских лидеров согласились отменить или изменить формат богослужений, закрыли воскресные школы и призвали воздерживаться от массовых традиционных празднований. Литургии, обычно проводившиеся во время Страстной недели (последней недели Великого поста), перешли в домашний формат.  

Многие епископальные и католические епархии рекомендовали пожилым христианам оставаться дома вместо того, чтобы посещать воскресные службы; церкви сделали доступными службы по радио, интернету или телевидению. И хотя в той же Украине церкви не закрывали, священнослужители ПЦУ призывали прихожан оставаться дома и проводить молитву онлайн. 

Министерство внутренних дел и представители основных конфессий утвердили формат религиозных празднований не только христианской Пасхи, но и иудейского Песаха и мусульманского начала месяца Рамадан. Все обряды транслировали онлайн. ПЦУ выпустила рекомендации для священнослужителей на время пандемии COVID-19. Кроме того, представители ПЦУ создали гугл-форму, где можно было оставлять записки для молитвы за здравие или за упокой родных

Некоторые украинские церкви проигнорировали рекомендации, зачастую в частном порядке, за что поплатились штрафом, приростом больных среди священнослужителей и прихожан, а также подверглись осуждению со стороны общественности. 

Греческий православный Вселенский патриархат Константинополя приостановил до конца марта все «богослужения, события и обряды, за исключением частных молитв в церквях, которые останутся открытыми». Аналогично поступили Румынская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Болгарская Православная Церковь и Грузинская Православная Церковь.

Патриарх Кирилл призвал верующих временно воздержаться от посещения богослужений и попросил «строго соблюдать все те предписания, которые сегодня предлагаются санитарными властями в России». Правда, это не остановило толпы верующих, желающих посетить церкви во время пасхальных праздников. 

РПЦ даже выпустила инструкцию с мерами профилактики для духовенства. Например, после каждого причастника ложечку нужно протирать «пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки)», «причастникам воздерживаться от лобзания Чаши», «для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку и бумажную салфетку с последующим сожжением» и так далее. Конечно, не факт, что инструкции будут исполняться.

Другие христианские священники, которые не очень приветствовали онлайн-формат, изменили условия воскресных служб с учетом социальной дистанции. Проповеди организовали на территории открытых кинотеатров или на парковках церквей. Верующие приезжают на личном автомобиле и слушают пасторскую речь, не покидая машины. На таких проповедях количество автомобилей иногда составляет больше сотни. Но власти не оценили такого рода молебны. Прихожан Гринвилльской церкви, например, оштрафовали на 500 долларов за каждого человека. Аналогичные «драйв-ин службы» проводились и в Украине, и в Южной Корее.

Некоторые римско-католические священники даже разрешили добавить в диету мясо во время Великого поста, заявив, что жертв из-за пандемии и так принесено достаточно. 

Вот еще несколько примеров адаптации: церковь Оберхаузен под Дюссельдорфом начала общаться со своими прихожанами с помощью телефонных звонков и электронных писем. Католическая церковь Святого Духа в Германии оставила свои двери открытыми — чтобы в трудные времена у людей было место, где можно найти себе утешение, — но запретила массовые собрания. Для этих целей проводятся онлайн-мессы и еженедельные чтения, священнослужители объясняют, как членам прихода поучаствовать в службе.  На сайте прихода даже есть дополнительные аудиофайлы с органной музыкой. В городе Кастильоне д’Адда, который первым в Италии объявил карантин во время февральской вспышки эпидемии, почти все общественные религиозные церемонии и службы прекратились. Местные священники поддерживают связь со своими прихожанами через WhatsApp и Instagram. Телефон, по их словам, «становится пастырским инструментом». В Бергамо епископ Франческо Бески приказал использовать церкви в качестве моргов — как «акт нежности по отношению к людям, которые умирают в одиночестве». А баптистская церковь Грузии высказала готовность приютить представителей ЛГБТ-сообщества на время пандемии коронавируса. 

На Филиппинах местный католический священник Эдуардо Васкез обзавелся защитным костюмом, в котором посещает беднейшие районы общины. В нем же он отпевает тела в моргах. При себе у Эдуардо спиртовой раствор, чтобы регулярно промывать крест, висящий на груди. 

Немецкий священник из города Харен Иоахим Гислер попросил прихожан прислать ему фотографии по электронной почте. Получив около 200 фотографий, Гизлер распечатал их и расставил на скамьях в церкви, чтобы видеть своих прихожан, читая онлайн-службы. Так же поступил бразильский священник Рейнальдо Манзотти, чтобы прихожане не собирались у церкви. Ему прислали около 170 000 фотографий.

Image Title

Коллаж — Александр Лоскутов.

Ислам. Закрытые мечети, изменения в правилах погребения, пятничная молитва онлайн

Впервые в новейшей истории ислама этот год проходит без паломничества по святым местам. Власти Саудовской Аравии запретили омру (паломничество, которое может совершаться в любое время года),  приостановили подготовку к хадже (ежегодному паломничеству в Мекку) и призвали молиться дома. Иностранцам запретили въезжать в Мекку или Медину. Затем и вовсе закрыли Мечеть аль-Харам, где находится главная мусульманская святыня Кааба. Позже мечеть открыли, но саму Каабу обнесли стеной. В Иерусалиме на Храмовой горе закрыли доступ к третьей по счету мусульманской святыне Эль-Акса до конца Рамадана, обязав верующих молиться на улице и на безопасном расстоянии друг от друга. 

В Иране после рекордного количества заражений власти отменили пятничную молитву во всех провинциальных столицах. Второй высший руководитель Ирана Али Хаменеи призвал верующих во время Рамадана молиться в одиночестве.  

И таких примеров много: в Ираке верховный шиитский священнослужитель великий аятолла Али аль-Систани охарактеризовал «следование профессиональным рекомендациям по охране здоровья» как религиозную обязанность. В Кувейте призыв к молитве был изменен, чтобы побудить верующих молиться дома — историческая практика, предназначенная только для самых редких случаев. В Объединенных Арабских Эмиратах совет по делам религии издал фетву (юридическое заключение по исламской юриспруденции) прислушиваться к рекомендациям, которые включают «частое мытье рук с мылом и водой, поскольку чистота является частью учения ислама». Турция отменила все общинные богослужения в мечетях, включая пятничные молитвы. С 18 апреля совет улемов Таджикистана повторно запретил проведение совместных молитв, пятничных молитв и молитв «таравех» в месяц Рамадан в мечетях страны. 

В Юго-Восточной Азии мечети закрылись в Сингапуре и Малайзии. Совет улемов Индонезии издал фетву, обязывающую мусульман молиться дома и избегать мечетей. Но, например, в Пакистане мечетям было разрешено оставаться открытыми, однако соблюдать при этом правила дистанции. В Украине ряд представителей ислама поддержал рекомендации и также призвал праздновать Рамадан дома.

Так ислам адаптировался к условиям СOVID-19. Международная исламская организация Islamic Relief Worldwide выпустила гид, который соответствует рекомендациям ВОЗ и отличается в ритуальных аспектах. Например, правила погребения, которые, учитывая условия пандемии, позволяют хоронить тело умершего без обязательного омовения и даже использовать мешки для тел вместо традиционного савана. Допускаются массовые захоронения, но кремация запрещена, так как считается тяжким грехом в исламе. 

Один из сложных аспектов в диджитализации ислама связан с пятничной молитвой. Пятничная молитва, или джума-намаз, в Исламе — обязательная коллективная молитва мусульман, которая совершается в пятницу в мечетях при обязательном присутствии имама. Между верующими и имамом не должно быть  никаких преград. Тем не менее в Британии решили все равно транслировать пятничные молитвы, которые будут считаться недействительными во многих кругах мусульман. 

В Тегеране верующие предпочли онлайн-мольбам драйв-ин посещение церкви. Мероприятие, по некоторым подсчетам, посетили 3000 человек.

Рамадан — традиционно прибыльное время для продавцов продуктов питания. И хотя в Юго-Восточной Азии власти закрыли рынки, малайзийские продавцы не отчаялись и перешли на мессенджеры в WhatsАpp и Facebook за несколько недель до начала поста. В Сингапуре также были созданы виртуальные базары. 

Но лучше всего демонстрируют принятие пандемии кадры из Мекки 24 апреля. Как правило, в первый день Рамадана эта площадь заполнена людьми, но в этом году…

Впрочем, в Иране уже 5 мая снова открыли мечети в 132 районах, где ситуация с коронавирусом под контролем. Верующих просят соблюдать дистанцию, посещение храма должно занимать не больше 30 минут.

Image Title

Коллаж — Александр Лоскутов.

Иудаизм. Пользование техникой в Шаббат и виртуальная бар-мицва

12 марта главные раввины Израиля Давид Лау и Ицхак Йосеф попросили избегать посещения Стены Плача, не прикасаться и не целовать ее поверхность. 25 марта впервые в истории государства Израиль синагогам приказали закрыть свои двери. Решение было принято рано утром после шестичасового заседания кабинета министров по конференц-звонку. 30 марта правительство сделало исключение для специальных молитвенных служб.

1 апреля главные раввины Израиля опубликовали руководство по празднованию Песаха. Многие иудеи отпраздновали Исход из Египта в изоляции, хотя этот праздник считается одним из самых священных в году. Обычно иудеи по всему миру путешествуют, чтобы отпраздновать его с семьей или близкими. В этом году было все иначе.

Представители трех направлений иудаизма выпустили гиды по коронавирусу: ортодоксальный, консервативный и реформистский. Американский совет раввинов, крупнейший орган ортодоксальных раввинов в стране, опубликовал список руководящих принципов, в которых людей просят не целовать свитки Торы и пользоваться санитайзерами. 

В Германии Центральное управление благосостояния евреев и Центральный совет евреев объединились, чтобы позволить верующим праздновать дома в изоляции. Например, организовали доставку ингредиентов, необходимых для начала ритуала традиционных блюд.

Цифровые инструменты позволили иудеям посещать религиозные службы онлайн и проводить видеочаты с семьей и друзьями. И это несмотря на то, что использование техники строго запрещено в субботу и в религиозные праздники. Как же поступили иудеи?

Один из главных раввинов Израиля Ицхак Йосеф предложил оставить свои мобильные телефоны включенными во время Шаббата. Раввины заявили, что технология помогает верующим в выполнении их религиозных обязанностей, в укреплении связей между семьями, а также предотвращает развитие депрессии среди пожилых евреев. Поэтому люди, планирующие использовать компьютеры или смартфоны в праздничные дни, должны включить их и переключиться на нужную программу до начала празднований.

Таким образом тринадцатилетний житель Нью-Йорка, находясь на самоизоляции,  провел свою бар-мицву в прямом эфире. 

В Украине большинство синагог закрыли до окончания карантина. Часть из них открыты, но молитвы не проводятся, а массовые посещения запрещены. Многие украинские синагоги перешли в онлайн, в том числе в Киеве, Одессе Николаеве, Херсоне, Полтаве и Сумах.

Image Title

Коллаж — Александр Лоскутов.

Индуизм, буддизм, сикхизм. Далай-лама онлайн, отмена шествий и праздников

Представителей индуизма коронавирус и соответствующие карантинные меры застали в начале религиозного месяца Чайтра, который ассоциируется с приходом весны. В это время проходят соответствующие праздники. Однако в этом году все мероприятия прошли на изоляции. Людям разрешили покидать свои дома только ради предметов первой необходимости, религиозные собрания были однозначно запрещены. Местные жители используют Zoom и мессенджеры, чтобы проводить время с родственниками во время праздников.

Индуистский праздник Холи, который проходит в начале марта, отпраздновали прежде, чем правительства начали вводить карантинные меры и запрещать другие индуистские фестивали — такие как Наваратри, Рамнавами, Хануман-Джаянти и другие. Молитвенные службы транслировались в прямом эфире, чтобы зрители могли наблюдать их дома. 

На фоне вспышки коронавируса по всему штату Махараштра в Индии чиновники здравоохранения закрыли множество храмов: Храм Сиддхивинаяк и Храм Мумба Деви в Мумбаи, Храм Бхавани в районе Османабад, Храм Дагдушет Халвай Ганапати в Пуне и Храм Саибаба в Ширди. В храме Тирумалы Венкатешвары первый раз за 128 лет было приостановлено публичное богослужение. Список закрытых храмов постоянно пополнялся. Отменили также празднование и торжественное шествие на Пангуни-Утирам, который выпадает на март-апрель и считается днем бракосочетания индуистских божеств.   

В Сингапуре индуистским семьям, празднующим Путханду (Тамильский Новый год), поручили проводить празднования дома.  Фестиваль, который выпадает на первый день тамильского календаря, обычно отмечается сбором семей на обед и посещением храмов для молитвы. Верующие могли настроиться на стрим, где с 8 до 11 утра транслировались молитвенные ритуалы на сайте организации или на канале YouTube. Все места поклонения пообещали держать закрытыми до 4 мая. 

В Малайзии многие храмы транслировали празднование Путханду в Facebook. Храм Шри Кандасвами провел специальную молитвенную сессию в прямом эфире на своей официальной странице в Facebook. Прямой эфир собрал более 27 000 просмотров и более 350 репостов. Аналогичное можно сказать о других храмах, которые читали молитвы в режиме онлайн.

В Таиланде на время эпидемии отменили фестивальное празднование Сонгкрана — буддийского семейного праздника. В Камбодже так же поступили местные власти, закрыв пагоды. Верховный лидер буддизма в Камбодже Нан Нгет приветствовал этот шаг, заявив, что жизненно важно сдержать распространение вируса. В письме к главам буддийских пагод по всему королевству он заявил, что все пагоды должны отменить празднование Нового года. В Мьянма запретили все массовые собрания в канун Тинджана — важного национального праздника, в течение которого местные жители обливают и обрызгивают друг друга водой.

Главный тибетский храм в Дхарамсале 17 марта закрыли для посещения. Далай-лама XIV теперь проводит веб-трансляцию учения, прослушать его можно на тибетском, английском, китайском и других языках на официальных веб-сайтах и страницах Далай-ламы в сети Facebook.

Центральная тибетская администрация издала новые руководящие принципы, призвав монастыри, школы и дома престарелых в Индии, Непале и Бутане отменить публичные собрания на один месяц, закрыть все школы-интернаты и дневные школы; в домах престарелых ограничить посещения, а всех сотрудников Центральной тибетской администрации отложить все официальные визиты и воздержаться от проведения каких-либо совещаний, учебных программ и семинаров. 

В Лаосе, согласно указу местного правительства, люди избегают посещений общественных мест, включая храмы. Монахи советуют людям оставаться дома даже в течение всего лаосского Нового года и сохранять спокойствие, не поддаваясь беспокойству. Буддийские общины ограничивают социальные контакты и поощряют частое мытье рук и физическое дистанцирование среди монахов во время их повседневной деятельности. Опираясь на опыт предыдущих кризисов и эпидемий, религиозная организация LBFO выпустила книгу песнопений, видеопостановок и посланий, которые помогают людям освободить свой разум от страха.  

Американские буддисты отменили массовые собрания по всей стране. А в храме Ват Молилокаярам в Бангкоке монахи начали носить маски и щитки. Парты в храме установили на расстоянии двух метров. Каждое утро у монахов и послушников проверяют температуру.  

Многие сикхские гурдвары (культовые сооружения сикхов) приостановили выдачу бесплатной еды для посетителей и решили транслировать чтение молитв в прямом эфире. Центральный совет сикхов рекомендовал пожилым сикхам оставаться дома, хотя и разрешил проведение некоторых свадеб. 

Представители Shiromani Gurdwara Parbandhak Committee предложили лечить больных коронавирусом в их больницах. Гурдвары по всей Индии открыли свои двери для сотрудников больниц, оказывающих помощь больным коронавирусом, также там готовят пищу для тысячи бездомных.

Комитет по управлению гурдварами сикхов Дели объявил в видеообращении на сайте WhatsApp, что медсестры и врачи, ухаживающие за пациентами с СOVID-19, могут искать укрытие в их святилищах. Связано это с тем, что некоторые сотрудники больниц в разных частях страны столкнулись с преследованиями со стороны соседей.

Image Title

Коллаж — Александр Лоскутов.

Саентологи, пастафарианцы, сатанисты. Подписывайтесь на курсы, вкушайте макароны, действуйте в соответствии с разумом

Что же касается малочисленных или нетрадиционных религиозных течений, то в целом реакция на COVID-19 у них оказалась вполне соответствующей рекомендациям ВОЗ.

Cаентологи выпустили набор буклетов о том, как защитить себя — несмотря на то, что председатель правления Саентологии Дэвид Мицкевич назвал COVID-19 «истерией» и «планетарной травлей», продолжая продавать прихожанам духовные консультации и курсы.

Пастафарианцы СНГ отреагировали на пандемию со свойственной им иронией

Апологетов летающего макаронного монстра призывают соблюдать рекомендации ВОЗ и предлагают отправиться «в паломничество до своей кухни, варить целебные макароны и вкушать их у себя дома, не выходя в общественные места и не подвергая себя и окружающих опасности. При желании ритуал облагораживается пенным и не только напитком». Западные представители пастафарианства согласны с коллегами из СНГ, осуждают и разоблачают ковидиотию в любой ее форме. 

А что же у сатанистов? Люсьен Гривз, представитель группы американских сатанистов, опубликовал заявление относительно текущей ситуации.  Он напомнил всем о самом первом постулате сатанизма, который гласит: «Нужно стремиться действовать с состраданием и сочувствием ко всем существам в соответствии с разумом». Гривз забраковал все собрания для глав сатанинского храма и проводит виртуальные встречи. Представитель Храма Сатаны заявил, что после окончания пандемии всех последователей ждут массовые празднования.

Image Title

Большинство религиозных институтов и их здравомыслящих представителей стараются распространять полезную и профилактическую информацию о пандемии, повинуются ограничительным мерам, меняют традиции и многолетние ритуалы и стараются обезопасить и защитить своих прихожан, пока пандемия COVID-19 сидит на престоле мира.

Поэтому Ватикан, Каабу, Стену Плача и другие священные места можно посетить пока что только виртуально. И хотя мировые религии и раньше использовали цифровые инструменты для общения с паствой, в эпоху коронавируса они стали для них необходимостью. Так прогресс, которому исторически противились многие религии, помог ей в эти смутные и тяжелые дни.

Об авторе
Александр Лоскутов

Комментарии


Читайте также