04 апреля 2020

От почтальонов и скинов до Элтона Джона и веганов: легендарным «мартинсам» исполнилось 60 лет

Удобным, брутальным, мягким и влагостойким «мартинсам» исполнилось 60 лет. Они — больше чем обувь. «Мартинсы» — это культурный код. Расскажем почему.

Первые ботинки Dr. Martens поступили в производство 1 апреля 1960 года. Тогда они назывались «ботинки № 1460». Но история бренда началась за 15 лет до этого. 

В 1945 году, спустя несколько недель после окончания Второй мировой войны, немецкий доктор Клаус Мертенс придумал первый образец легендарных ботинок. Тогда ему было 25 лет и он не знал, что его фамилия, измененная на английский лад (Мартенс), в будущем станет официальным названием культовой обуви. 

Клаус повредил лодыжку, когда катался на лыжах в Баварских альпах, и больше не мог носить армейские ботинки, в которых тогда ходили практически все: обувь военных лет была жесткая и надевать ее после травмы было крайне неудобно. Поэтому доктор сделал собственные ботинки из мягкой кожи на подошве из шин. Мертенс даже пытался их продавать, однако особого спроса не было.

В 1947 году Мертенс встретил однокашника доктора Герберта Функа, которому рассказал об обуви личного производства. Ему понравились ботинки на воздушной подошве. Друзья решили объединиться и открыть совместный бизнес в городке Зеесхаупт.

С материалами в послевоенные годы были проблемы, поэтому при создании обуви использовали все, что попадется под руку. По некоторым данным, подошву делали из списанной резины немецких Люфтваффе, составные части обуви — из остатков армейского обмундирования, стельки — из погон, а кожаную основу — из офицерской униформы. Например, из одной пары штанов можно было сшить две пары ботинок.

Будущие «мартинсы» стали популярными, в 1952 году бывшие врачи открыли собственную фабрику в Мюнхене. Они выпускали около 200 моделей ботинок, почти 80% покупателей были женщинами старше 40 лет. 

В 1959 году фирма начала активно рекламировать свою обувь. Как пишет The Guardian, в британском каталоге Shoe & Leather News немецкие ботинки заметил глава английской обувной фирмы R. Griggs & Co Билл Григгс. Он как раз искал новый конкурентоспособный товар. 

Григгс приобрел у Мертенса лицензию на производство мягких подошв и изменил дизайн ботинок, прошив их желтой нитью и создав фирменный стиль. Именно Григгс изменил прочтение немецкого «Мертенс» (Märtens) на английский манер —  «Мартенс» (Mаrtens).

По центру (слева направо) Билл Григгс и Клаус Мертенс.

По центру (слева направо) Билл Григгс и Клаус Мертенс.

В конце 50-х ботинки стоили примерно 2 фунта стерлингов (по нынешним меркам это около 38 фунтов, или 1308 гривен).

Ботинки № 1460 были водоустойчивы и нечувствительны к маслам, бензину и кислотам. Своим удобством и внешним видом они стремительно завоевали любовь почтальонов, полицейских и фабричных рабочих. Эта модель стала даже частью униформы сотрудников Лондонского метрополитена. 

Тем не менее, как и в случае с бомберами, джинсами и тренчкотами, именно субкультуры популяризировали «мартинсы» и превратили их в легенду.

«Проще перечислить субкультуры, которые не носили Dr. Martens на протяжении последних 60 лет», — утверждает Эндрю Гровс, специалист по дизайну и моде, профессор Вестминстерского университета. 

Скинхеды, моды, панки, готы, фанаты гранджа, поклонники бритпопа и даже эмо — представители различных субкультур и молодежных направлений разных десятилетий носили «мартинсы», ставшие их культурным кодом.

Считается, что первыми «мартинсы» надели скинхеды — дети представителей рабочего класса и выходцы из небогатых семей, а не ультраправые активисты. 

Ботинки № 1460 стали частью их униформы: эту обувь носили с джинсами и подтяжками. «Мартинсы» стали ассоциироваться с культурой бонхедов.

По словам автора книги «Субкультура: значение стиля» Дика Хебдиджа, «мартинсы» противопоставлялись эстетике 60-х. Простые ботинки олицетворяли «агрессивный пролетарский дух, пуританство и шовинизм».

Однако «мартинсы» пользовались популярностью и у миролюбивых субкультур. Ботинки № 1460 не боялись грязи «Вудстока» и годились для автостопа, поэтому их носили хиппи. В 1967 году Пит Таунсенд, фронтмен группы The Who, выступил на сцене в «мартинсах», зародив интерес к ним среди своих поклонников и других музыкантов. 

Пит Таунсенд.

Пит Таунсенд.

Также «мартинсы» стали модными благодаря извечному конфликту поколений. 

«Больше всего на свете молодежные субкультуры обожают злить родителей. Разве может быть что-то лучше, чем взять и надеть ботинки отца, которые он носил на малооплачиваемой работе, и превратить их в юношеское беснование», — рассуждает профессор Гровс.   

В 70-х и в начале 80-х ботинки Dr. Martens стали популярными среди панков и готов, а затем вышли за рамки субкультур. 

Журнал A Decade of Ideas: The Encyclopaedia of the ’80s назвал эти ботинки одним из «самых модных аксессуаров за последние пять лет». В 1988 году на аукционе в Лондоне за 12 100 фунтов стерлингов были проданы «мартинсы» Элтона Джона, в которых он снимался в фильме Кена Рассела по мотивам рок-оперы «Томми».

«Мартинсы» Элтона Джона из рок-оперы «Томми».

«Мартинсы» Элтона Джона из рок-оперы «Томми».

Вскоре мода на «мартинсы» вышла за границы Британии. В странах СНГ особую популярность они получили у представителей зародившихся неонацистских движений, а также не связанных с ними музыкальных субкультур: панков, рокеров, готов и эмо. 

В 2000 году «мартинсам» исполнилось 40 лет, дела у бренда шли неважно. Компания закрыла практически все свои фабрики и была на грани банкротства. Однако в 2003 году на ботинки обратила внимание высокая мода. Обутые в брутальные «мартинсы» модели вышли на подиумы и возродили к ним интерес. Таким образом бренд Dr. Martens не только смог остаться на плаву, но и привлечь новую аудиторию. 

В 2011 году компания запустила производство «веганских» ботинок из полиуретана. Так обувь доктора Мертенса нашла себе новых поклонников в рядах экоосознанных граждан.

По данным Dr. Martens, в 2019 году благодаря «веганским» ботинкам продажи бренда выросли на 70%, но тем не менее хитом все равно осталась модель № 1460.

Фото — Dribble, Hroniky, Heddels, EnglishEnglish, Gavin Watson, Dr. Martens.

Комментарии