История

От почтальонов и скинов до Элтона Джона и веганов: легендарным «мартинсам» исполнилось 60 лет

4 минуты
04 апреля, 2020

Удобным, брутальным, мягким и влагостойким «мартинсам» исполнилось 60 лет. Они — больше чем обувь. «Мартинсы» — это культурный код. Расскажем почему.

Первые ботинки Dr. Martens поступили в производство 1 апреля 1960 года. Тогда они назывались «ботинки № 1460». Но история бренда началась за 15 лет до этого. 

В 1945 году, спустя несколько недель после окончания Второй мировой войны, немецкий доктор Клаус Мертенс придумал первый образец легендарных ботинок. Тогда ему было 25 лет и он не знал, что его фамилия, измененная на английский лад (Мартенс), в будущем станет официальным названием культовой обуви. 

Клаус повредил лодыжку, когда катался на лыжах в Баварских альпах, и больше не мог носить армейские ботинки, в которых тогда ходили практически все: обувь военных лет была жесткая и надевать ее после травмы было крайне неудобно. Поэтому доктор сделал собственные ботинки из мягкой кожи на подошве из шин. Мертенс даже пытался их продавать, однако особого спроса не было.

Image Title

В 1947 году Мертенс встретил однокашника доктора Герберта Функа, которому рассказал об обуви личного производства. Ему понравились ботинки на воздушной подошве. Друзья решили объединиться и открыть совместный бизнес в городке Зеесхаупт.

С материалами в послевоенные годы были проблемы, поэтому при создании обуви использовали все, что попадется под руку. По некоторым данным, подошву делали из списанной резины немецких Люфтваффе, составные части обуви — из остатков армейского обмундирования, стельки — из погон, а кожаную основу — из офицерской униформы. Например, из одной пары штанов можно было сшить две пары ботинок.

Будущие «мартинсы» стали популярными, в 1952 году бывшие врачи открыли собственную фабрику в Мюнхене. Они выпускали около 200 моделей ботинок, почти 80% покупателей были женщинами старше 40 лет. 

В 1959 году фирма начала активно рекламировать свою обувь. Как пишет The Guardian, в британском каталоге Shoe & Leather News немецкие ботинки заметил глава английской обувной фирмы R. Griggs & Co Билл Григгс. Он как раз искал новый конкурентоспособный товар. 

Григгс приобрел у Мертенса лицензию на производство мягких подошв и изменил дизайн ботинок, прошив их желтой нитью и создав фирменный стиль. Именно Григгс изменил прочтение немецкого «Мертенс» (Märtens) на английский манер —  «Мартенс» (Mаrtens).

Image Title

По центру (слева направо) Билл Григгс и Клаус Мертенс.

В конце 50-х ботинки стоили примерно 2 фунта стерлингов (по нынешним меркам это около 38 фунтов, или 1308 гривен).

Ботинки № 1460 были водоустойчивы и нечувствительны к маслам, бензину и кислотам. Своим удобством и внешним видом они стремительно завоевали любовь почтальонов, полицейских и фабричных рабочих. Эта модель стала даже частью униформы сотрудников Лондонского метрополитена. 

Тем не менее, как и в случае с бомберами, джинсами и тренчкотами, именно субкультуры популяризировали «мартинсы» и превратили их в легенду.

«Проще перечислить субкультуры, которые не носили Dr. Martens на протяжении последних 60 лет», — утверждает Эндрю Гровс, специалист по дизайну и моде, профессор Вестминстерского университета. 

Скинхеды, моды, панки, готы, фанаты гранджа, поклонники бритпопа и даже эмо — представители различных субкультур и молодежных направлений разных десятилетий носили «мартинсы», ставшие их культурным кодом.

Image Title

Считается, что первыми «мартинсы» надели скинхеды — дети представителей рабочего класса и выходцы из небогатых семей, а не ультраправые активисты. 

Ботинки № 1460 стали частью их униформы: эту обувь носили с джинсами и подтяжками. «Мартинсы» стали ассоциироваться с культурой бонхедов.

Image Title

По словам автора книги «Субкультура: значение стиля» Дика Хебдиджа, «мартинсы» противопоставлялись эстетике 60-х. Простые ботинки олицетворяли «агрессивный пролетарский дух, пуританство и шовинизм».

Однако «мартинсы» пользовались популярностью и у миролюбивых субкультур. Ботинки № 1460 не боялись грязи «Вудстока» и годились для автостопа, поэтому их носили хиппи. В 1967 году Пит Таунсенд, фронтмен группы The Who, выступил на сцене в «мартинсах», зародив интерес к ним среди своих поклонников и других музыкантов. 

Image Title

Пит Таунсенд.

Также «мартинсы» стали модными благодаря извечному конфликту поколений. 

«Больше всего на свете молодежные субкультуры обожают злить родителей. Разве может быть что-то лучше, чем взять и надеть ботинки отца, которые он носил на малооплачиваемой работе, и превратить их в юношеское беснование», — рассуждает профессор Гровс.   

Image Title

В 70-х и в начале 80-х ботинки Dr. Martens стали популярными среди панков и готов, а затем вышли за рамки субкультур. 

Журнал A Decade of Ideas: The Encyclopaedia of the ’80s назвал эти ботинки одним из «самых модных аксессуаров за последние пять лет». В 1988 году на аукционе в Лондоне за 12 100 фунтов стерлингов были проданы «мартинсы» Элтона Джона, в которых он снимался в фильме Кена Рассела по мотивам рок-оперы «Томми».

Image Title

«Мартинсы» Элтона Джона из рок-оперы «Томми».

Вскоре мода на «мартинсы» вышла за границы Британии. В странах СНГ особую популярность они получили у представителей зародившихся неонацистских движений, а также не связанных с ними музыкальных субкультур: панков, рокеров, готов и эмо. 

Image Title

В 2000 году «мартинсам» исполнилось 40 лет, дела у бренда шли неважно. Компания закрыла практически все свои фабрики и была на грани банкротства. Однако в 2003 году на ботинки обратила внимание высокая мода. Обутые в брутальные «мартинсы» модели вышли на подиумы и возродили к ним интерес. Таким образом бренд Dr. Martens не только смог остаться на плаву, но и привлечь новую аудиторию. 

В 2011 году компания запустила производство «веганских» ботинок из полиуретана. Так обувь доктора Мертенса нашла себе новых поклонников в рядах экоосознанных граждан.

Image Title

По данным Dr. Martens, в 2019 году благодаря «веганским» ботинкам продажи бренда выросли на 70%, но тем не менее хитом все равно осталась модель № 1460.

Фото — Dribble, Hroniky, Heddels, EnglishEnglish, Gavin Watson, Dr. Martens.


Комментарии


Читайте также