01 марта 2020

Почему среди веганов больше женщин, чем мужчин. Теории, исследования, версии

За последние десять лет психологи создали множество убедительных теорий, объясняющих, почему женщинам проще отказаться от мяса, чем мужчинам. Разберемся, откуда взялся уникальный мужской страх, что салат может подорвать статус.

Пересказываем материал BBC о мясном парадоксе и теории социального доминирования.

Это рекламный ролик McDonald’s, который транслировали на китайском телевидении в 2012 году. Он эксплуатирует старый-добрый стереотип, что мясо — еда для настоящих мужчин. И, в некотором смысле, так и есть. Проведенное в 2005 году исследование показало, что из 11 тысяч веганов и вегетарианцев только 24% — мужчины.   

Среди знаменитостей много женщин-веганов: Натали Портман, Бейонсе, Майли Сайрус, Ариана Гранде, Джессика Честейн, Аланис Мориссетт и Джейн Гудолл.

Список веганов-мужчин короче: Бенедикт Камбербэтч, Питер Динклэйдж, Зак Эфрон и фронтмен Smiths Стивен Моррисси, запретивший участникам группы даже фотографироваться с мясом.

Почему так

За последние десять лет психологи создали множество убедительных теорий, объясняющих, почему среди веганов часто больше женщин, чем мужчин.

Например, многие парни боятся утратить «мужественность» и пытаются доказать ее наличие при любой возможности. Если им приходится заниматься чем-то «девчачьим», то потом они стараются компенсировать свои действия откровенным мачизмом — демонстрацией маскулинности.

Это главная проблема многих мужчин, которые и не прочь стать веганами, но находятся под воздействием стереотипа о плотоядной природе мужественности.

«Мясо всегда ассоциировалось с опасностью, так как его добыча напрямую связана с охотой. И со статусом, потому что считалось привилегированной пищей в патриархальных сообществах», — считает психолог из Университета Британской Колумбии Стивен Хайн.   

Маркетологи также приложили руку к созданию стереотипа. В XIX веке, когда общество разрешило женщинам ужинать без мужского присутствия, рестораторы и рекламщики задумались, какие продукты питания можно назвать «женскими». Они решили: женщинам — вычурные десерты и утонченные салаты, мужчинам — стейки. 

Впрочем, стереотип жив и до сих пор. Например, есть понятие «сойбой» — «соевый мальчик». Словарь Urban Dictionary определяет сойбоев как парней, полностью лишенных всех необходимых мужских качеств из-за якобы чрезмерного употребления продуктов из сои, которые наносят ущерб организму и либидо. 

Психолог Стивен Хайн выяснил, что перечисления любимых вегетарианских продуктов после описания личности и привычек какого-либо человека достаточно, чтобы он показался менее мужественным. Возможно, поэтому некоторые парни стесняются заказывать салаты в ресторанах и кафе.

Психолог из колледжа Эрлхэм Маргарет Томас согласна с Хайном. 

«Я не думаю, что люди до конца осознают, насколько еда, которой они отдают предпочтение, влияет на их личность», — говорит она. 

Томас обнаружила, что веганов считают менее мужественными в том случае, если они выбрали такую систему питания добровольно. Когда участникам ее исследования сказали, что мужчине пришлось сесть на веганскую диету из-за неких «проблем с пищеварением», его осудили не так строго.   

Реакция женщин и мужчин на мясной парадокс

Мясной парадокс — это противоречие между любовью людей к мясу и их заботой о животных. 

Различные исследования неоднократно доказывали, что женщины чаще проявляют эмпатию, особенно к животным. Их чаще волнуют проблема употребления животных в пищу и проведение экспериментов с их участием. Женщины чаще заводят домашних питомцев и реже проявляют к ним агрессию.

Среди зоозащитников 75% — женщины. Фактически феминистки и активистки движения за права животных работают вместе уже более ста лет. Элис Райт и Эдит Гуд, которые боролись за избирательное право для женщин, предлагали предоставить формальные права животным еще в 40-х годах. Но даже в наши дни идут дискуссии на эту тему.

В 2018 году психолог Кэролин Семмлер поставила перед собой задачу выяснить, могут ли женщины решить мясной парадокс.

Вместе с коллегами из Университета Аделаиды Семмлер выбрала для исследования 460 добровольцев и разделила их на две группы. Всем участникам предложили выбрать блюдо из баранины, которое они хотели бы съесть. Затем одной группе рассказали о питательной ценности мяса, а другой — подробно объяснили, как ягнят воспитывают на убой, и показали, как животные научились сами открывать ворота. 

В начале и в конце исследования участников спросили, что они чувствуют и как изменилось их отношение к мясу.

Большинство женщин отреагировали на полученную информацию негативно, в то время как мужчины отнеслись к ней в целом равнодушно. В конце исследования большинство участниц задумались об отказе от мяса, участники же, наоборот, проявили к нему еще больший интерес. 

«В одной из групп, где были участники мужского пола, наблюдалась сильная реакция на исследование. Они утверждали, что будут есть больше мяса, потому что думают, что мы хотим, чтобы они ели его меньше», — рассказывает Семмлер. 

Один из участников исследования объяснил это следующим образом: 

«Из-за вопросов в этом исследовании я обеспокоен тем, что некоторые сумасшедшие могут попытаться запретить мясо. Я лучше буду наслаждаться им, пока еще могу». 

Следует отметить, что не все мужчины отреагировали на тест таким образом.

Исследование, проведенное в 2013 году под руководством Хэнка Ротгербера из Университета Беллармин, показало, что женщины чаще всего стараются избегать ассоциаций между мясом и живыми существами.

Этот образ мышления поддерживают большинство супермаркетов, ресторанов и продуктовых брендов, стараясь не демонстрировать части туши, которые напоминают о происхождении мяса. К тому же если маркетинг и использует животных для рекламы мясной продукции, то подает их в качестве радостных и довольных мультяшек. 

Мужчины же подавляют неприятные ощущения и мысли от поедания животных несколькими способами. Они считают, что мясо необходимо для здорового организма, и ссылаются на иерархию видов.

Тем самым мужчины оправдывают идею, что человек может поступать с другими существами, как ему заблагорассудится. И если участницы исследования решили пересмотреть свое отношение к мясу после того, как узнали о жестокости на бойнях, участники, наоборот, пошли по проверенному пути и нашли себе оправдание. 

Кэролин Семмлер утверждает, что результаты исследования сопоставимы с другими научными работами о том, как мужчины и женщины реагируют на противоречивые убеждения или поведение.

«В то время как мужчины склонны к ответному нападению, женщины думают следующим образом: “Я изменю свое поведение, потому что проблема во мне — я возьму на себя ответственность”», — считает Семмлер.  

Этот тезис иллюстрирует поведение женщин, узнавших о неприятных последствиях курения или незащищенного секса. Они вспоминают случаи, когда они подвергались этим рискам, и чаще мужчин меняют свое поведение.  

Теория социального доминирования

Теория социального доминирования предполагает, что мужчины считают мясо более привлекательным, потому что оно укрепляет их статус и чувство превосходства. То есть мужчины рассматривают животных как недостойных уважения существ и, охотясь и поедая их, утверждают свою власть над ними.

Опрос студентов американских колледжей, проведенный в 2015 году, показал, что те, кто одобряет иерархически расслоенные общества, одобряют и эксплуатацию животных. 

Похоже, стереотип «поедание мяса = доминирование» распространяется не только на животных, но и на наш собственный вид. В 80-х годах антрополог Пегги Сэндей сравнила социальную организацию сотен охотничье-собирательских обществ. Часть из них предпочитали мясо в качестве пищи, другие — фрукты и овощи. 

Исследовательница обнаружила, что общества, в рационе которых превалирует мясо, как правило, более патриархальны. В это же время общества, питающиеся растительной пищей, в целом более равноправные.

Это может быть связано с тем, что охотниками чаще становятся мужчины, поэтому в тех случаях, когда мясо играет важную роль в культуре, они автоматически получают больше власти. Там, где доминирует собирательство, у женщин есть возможность создать равноправное общество.

Несомненно, нам нужно провести намного больше исследований, чтобы по-настоящему объяснить загадку женского вегетарианства. Но, похоже, все дело в сочетании разницы уровня эмпатии у полов, отличии стратегий по преодолению мясного парадокса и уникальном мужском страхе, что салат может подорвать статус.

Все фото — Suzanne Saroff.

Комментарии