Александра Подгорная
06 февраля 2021

Полежать на коленях у школьницы. Как культ молодости в Японии стал легальной индустрией

JK-бизнес построен на увлечении японцев образом девушки-подростка. Аббревиатура означает joshi kosei, в переводе — «ученица средней или старшей школы». Направление JK представлено в манге, кино и музыке, а также воплощено в реальной жизни — как практика оплачиваемых свиданий. Встречи, как правило, включают физический контакт: от невинной на первый взгляд прогулки «за руку» до массажа. Просто поболтать со старшеклассницами о сексе или музыке можно в JK-кафе. По всей стране зарегистрировано более сотни компаний, которые продают услуги школьниц, и это законно.

В Японии изображения школьниц преследуют всюду — не успевший привыкнуть к такому визуальному ряду европеец, скорее всего, спишет это на туристические уловки, популярность аниме и простой маркетинг. Но как далеко заходят японцы в своем увлечении образом девочки-подростка? Вредят ли они таким образом реальным детям или все ограничивается рисованными историями на страницах эротических комиксов? 

Этот вопрос неоднократно обсуждался на международном уровне. Япония известна как безопасная страна с низким уровнем преступности, но с развитием социальных сетей дети только укрепились в своем статусе одной из самых незащищенных категорий населения, и все больше откровенных материалов с подростками попадает в открытый доступ. 

Термин «эндзё-косай» (enjo kōsai) — «оплачиваемые свидания» — появился вместе с клубами знакомств в 1970-х, где женщина получала деньги и подарки от мужчин в обмен на свое время. Сексуальная связь в этих случаях не предполагалась, но могла логически завершить встречу по обоюдному согласию. За полвека финансовая благодарность стала привычным делом, заложив прочную основу для JK-бизнеса.

«Хорошо оплачиваемая работа на неполный день»

Квартал Акихабара.

Квартал Акихабара.

Еще в начале эпохи Эдо японские мужчины традиционно делили женщин на тех, которые могут быть объектом сексуального желания (гейши и проститутки), и тех, чьи тела лишены сексуальности (матери и жены). «Женская сексуальность не могла идти рука об руку с материнством», — писала японская исследовательница Тиэко Арига. Соответственно, привлекательными воспринимались либо решившие отказаться от рождения ребенка девушки, либо же те, кто вовсе не достиг детородного возраста. 

Тем не менее в синтоистской Японии не была так распространена традиция ранних браков, как в мусульманских странах. Но, как и в античной Греции, где любовь мужчин к юношам не считалась противоестественной, в Японии взрослый самурай мог опекать юного. Мальчик впоследствии становился любовником своего наставника.

Покровителей юных девушек издавна называли «байсюн» (baishun, 売春) — буквально «торгующие весной» или «торгующие молодостью». Эвфемизм даже начали использовать как юридический термин, например, в законе о запрете проституции 1956 года. Но это слово оскорбляет менеджеров JK, ведь они не отождествляют свой бизнес с проституцией. 

Рабочие места девушек JK сконцентрированы в Акихабаре, районе торговых кварталов в Токио. Благодаря огромному числу магазинов с бытовой техникой и черному рынку электроники после Второй мировой это место прозвали Denki Gai — «электрический городок». Сейчас ослепляющий неоном Акихабара превратился в развлекательный центр: здесь продают видеоигры, аниме, комиксы, одежду с логотипами известных групп, а небольшие кафе открылись буквально в каждом здании. 

Конкуренция среди JK-заведений велика. Проблему решают промоутеры — несовершеннолетние девушки или максимально похожие на подростков студентки, зазывающие гостей. «Школьницы» раздают листовки, предлагают прогуляться с ними или поужинать. Беседа с девушкой обойдется в 40-45 долларов (около 5000 йен). На дополнительные услуги прайс-лист формируют индивидуально. Ценятся девочки ростом до 150 см и, конечно же, те, кто непринужденно кокетничает. 

Типичный сценарий: мужчина договаривается с менеджером понравившейся девушки, тот, в свою очередь озвучивает прайс и допустимые действия с подопечной. Полежать на коленях у школьницы — довольно распространенный запрос, так якобы мужчины часто снимают напряжение в будние дни. 

«JK часто рассматривается как хорошая работа на неполный день, но некоторые девушки становятся жертвами сексуальных преступлений», — объяснил сотрудник полицейского агентства в интервью KyodoNewsPlus. 

Лоликон

Японская поп-культура провела тонкую грань между понятиями «хентай» — извращенный и «каваий» — милый. Этический конфликт достигает апогея в «лоликоне». 

Слово «лоликон» означает «комплекс Лолиты» — так обозначен целый поджанр манги (комиксов), посвященный табуированным сюжетам секса с детьми, а в некоторых случаях и с младенцами. Среди популярных сценариев —  инцест, изнасилование, совращение. Персонажи нереалистичны, как и эмоции, которые они демонстрируют. Все герои обладают фантастическими пропорциями тела. 

Рисование манги менее затратно, чем работа анимационной студии для выпуска полноценного аниме. Но если какой-либо персонаж комиксов набирает популярность среди фанатов жанра, с ним могут выпустить отдельный мультфильм и гарантированно заработать. 

Кажется, что это уже за гранью и остальной мир не пропустил бы такие материалы в продажу? Не совсем так — комиксы вывозят из Японии и благополучно реализуют. Только Канада, Австралия, Новая Зеландия, Швеция, Ирландия и Филиппины ввели уголовную ответственность за хранение комиксов в жанре «лоликон».

«Все знают, что эксплуатация детей — дело нехорошее. Но фантазии о нестандартном сексе не могут запрещать или ограничивать», — говорит организатор выставки эротических комиксов в интервью BBC. 

Правозащитники сходятся во мнении: безобидный абстрактный «лоликон» может спровоцировать преступления против настоящего ребенка.

Но, например, сексологи Милтон Даймонд и Аяко Утияма отметили взаимозависимость между резким ростом популярности порно в Японии с 1970 года и снижением числа задокументированных случаев сексуального насилия, в том числе и нападений на детей до 13 лет.

Айдолы

Повсеместный культ молодости нашел отражение и в музыке. В 1964 году на экраны Японии вышел французский фильм Cherchez l’idole («Ищи кумира»). Зрители были в восторге от образа молодой актрисы Сильви Вартан, а ее песня из кинокартины разошлась тиражом более миллиона копий. Именно тогда слово «айдол» закрепилось за артистами со схожей эстетикой: трогательные, талантливые, юные парни и девушки привлекали внимание новой аудитории. Телеканалы начали запускать кастинг-шоу и прослушивания — рейтинги взлетели, когда продюсеры поняли, насколько выгодно чаще показывать айдолов.  

Кадр из фильма Cherchez l’idole. 

Кадр из фильма Cherchez l’idole. 

В 1980-е все айдолы были под крылом одного агентства. Монополия не смогла продержаться долго, и уже к 1990-м агентств насчитывались десятки. Они зачастую требовали от исполнителей любого пола держать свою личную жизнь в секрете или вовсе отказаться от нее. Это требование является основным даже сейчас — так фанаты не теряют надежду сблизиться с их идеалом. 

Концерты айдол-групп посещает огромное количество зрителей, возраст которых вдвое превышает возраст артистов. Это не мешает им знать наизусть слова песен, а после концерта платить за возможность поздороваться со своим кумиром или прикоснуться к нему.  

По данным Лаборатории экономики Яно, оборот рынка айдолов превышает два миллиарда долларов. С появлением TikTok возникла и мощнейшая площадка для продвижения талантливых подростков без участия агентств, а также участились жалобы на домогательства в интернете. 

Что говорит закон?

Возраст согласия в Японии — 13 лет, а совершеннолетие наступает в 20, проституция в стране запрещена. Но еще семь лет назад детское порно можно было хранить дома. Только в 2014 году Парламент Японии пересмотрел Закон о запрете порнографии с несовершеннолетними. До этого момента преследовалось только изготовление и распространение, владение порнографическими материалами не было наказуемо.

В 2016-м ООН опубликовала доклад о торговле детьми, детской проституции и порнографии, где раскритиковала отношение Японского правительства к JK, к властям страны обратились с просьбой защитить жертв индустрии. Самую жесткую позицию высказывала Швеция. Показатели уровня насилия над детьми в Японии не шокируют — напротив, они весьма низкие, если верить данным Национального Полицейского агентства. Страну обвинили в том, что законодательство не пресекает деятельность JK, а мирно сосуществует с ней.

Вслед за этим уже в 2017 году девушкам младше 18 лет все же запретили ходить на свидания за деньги, но только в Токио. Теперь торговцы услугами детей получают административные наказания, штрафы или лишаются лицензии для ведения бизнеса, но не попадают в тюрьму. Тем не менее в США сочли это прорывом и повысили Японию в рейтинге безопасности до первого уровня. 

В том же году вышел фильм BBC об эксплуатации несовершеннолетних в Японии, который подтверждает, что услуги JK в столице все еще доступны, но свидания маскируют под другую деятельность. Их маскируют под «биоэнергетические практики», «гадания» или «экскурсии». Журналистка Стейси Дули заметила на улицах Токио школьниц-зазывал и их менеджеров, но снять видео с ними ей помешала полиция. В JK-кафе мужчины «за сорок» общаются с подростками, но продолжать контакт вне заведения девушкам строго запрещено. 

Позже Стейси присутствовала на фотосъемке в стиле «тякуэро» (эротично одетый). По словам фотографа, его самой юной модели было шесть лет, а возле камер стояла ее мама с любимыми игрушками девочки. Многих детей на фотосессии сопровождают родители, они же и получают гонорары. Такие съемки абсолютно легальны, ведь ребенок не оголяется. Печатную продукцию с кадрами «тякуэро» можно купить в обычных магазинах на стенде с газетами.

Эксперты по японской культуре предполагают, что для нации действительно характерна эфебофилия — сексуальное влечение взрослых людей к лицам подросткового и юношеского возраста. Но она отличается от педофилии, это предпочтение не является девиацией — то есть отклонением от медицинских, законодательных и социальных норм. 

Комментарии