Мария Варна
14 марта 2021

Попроси помощи у незнакомца. Как работают банки спермы и зачем мужчины стремятся стать донорами

Природа решила, что люди могут заводить потомство. А люди решили, что для этого не обязательно заниматься сексом. Сегодня создание детей — своеобразный бизнес, благодаря которому стать родителем можно за разную цену и разным способом. ЭКО-оплодотворение, суррогатное материнство, консервация ооцитов, донорство яйцеклеток или спермы? 

Последний вариант кажется наименее энергозатратным и дешевым, но все ли так просто? Разбираемся, как работает рынок донорства и почему мужчины решаются на биологическое отцовство для «ребенка Х», если за это почти не платят.

Как это происходит

Один из самых распространенных мифов — убеждение в том, что стать донором спермы можно легко и быстро. Это не так. Кандидат на донорство проходит строгий отбор в клинике и часто рискует узнать неприятные новости о своем здоровье или способности к оплодотворению. 

Средний возраст украинского донора — 20-40 лет. Мужчина должен иметь хотя бы одного здорового ребенка, быть психически и физически здоровым. В клинике кандидата проверяют на отсутствие генетических заболеваний, делают спермограмму, берут анализы. Затем мужчина проходит консультацию уролога и психиатра. Для потенциального донора весь чек-ап проходит бесплатно — это относится к плюсам донорства: мужчина получает в частной клинике всю информацию о состоянии своего организма и фертильности. 

Также оцениваются «правильные черты лица», потому что лицо донора должно быть симметричным и привлекательным. В зависимости от уровня клиники мужчину могут попросить прочитать текст для аудиозаписи, пройти личностный тест и описать себя письменно — чтобы будущие родители или родитель лучше понимали, чей материал покупают. 

Сперму можно сдавать не чаще раза в неделю, до этого нужно воздерживаться от секса и мастурбации три дня, не употреблять алкоголь, стараться не курить, качественно питаться и высыпаться. 

Собранный материал помещают на шестимесячный карантин  и только после этого делают контрольный тест на инфекции. Если их нет, мужчина может стать полноценным донором. В криобанке сперма может безопасно храниться до нескольких лет.

В среднем за сдачу спермы платят около 300 гривен (киевские клиники могут предложить цену до 1200 за дозу) — это резко контрастирует с донорством яйцеклеток, при котором женщина может заработать до 40 тысяч гривен. Но стоит помнить о том, что донором она может быть не больше шести раз за жизнь и рискует получить сопутствующие заболевания — например, эндометриоз. 

Как выбрать донора

Сегодня в украинском или иностранном банке спермы донора выбирают на любой вкус — он может быть максимально похож на будущего не биологического отца ребенка, иметь приятные паре или женщине интересы, образование и удачные для зачатия характеристики. 

В нашей стране свои банки спермы есть при каждой репродуктивной клинике — данную услугу предложат паре, столкнувшейся с бесплодием, или будущей соло-маме. 

Выбрать донора можно онлайн в несколько кликов — в каталоге на будущих родителей или родителя смотрит несколько детских глаз: клиники Украины, как и многих других стран, гарантируют полную анонимность. Поэтому увидеть можно разве что детские фото мужчин и то не всегда. Цена за одну спермодозу — около четырех тысяч гривен, есть варианты дороже, в зависимости от того, какие исследования были проведены. В назначенное время курьер доставит биоматериал в приготовленное родителем криохранилище. Дальше его можно использовать для ЭКО или искусственной инсеминации. 

Сперма — материал, который может отличаться своей элитарностью. В украинских банках подобная практика не распространена, зато до сих пор пользуется успехом за границей. До 1999 года в США существовал банк донорской спермы Нобелевских лауреатов и прочих гениальных людей — доподлинно неясно, кто именно сдавал там свой материал. Единственным участником, который стал публично известен, был Уильям Шокли, лауреат Нобелевской премии по физике. Существование такого банка породило в свое время споры о евгенике: корректно ли ранжировать сперму, исходя из того, чего добился ее обладатель? 

До сих пор в Штатах существуют банки, которые помогут купить сперму выпускника Лиги плюща или другого престижного вуза. Но проверить эту информацию далеко не всегда возможно — и хорошо, если отец просто соврет о своих научных успехах. 

Так, лесбийская пара подала в суд на американский ЛГБТ-банк Xytex Corporation, который продал девушкам сперму «кандидата наук с IQ 160». Правда вскрылась, когда ребенок пары родился с психическими отклонениями — оказывается, донор умолчал о проблемах со здоровьем. А еще о том, что был судим и на самом деле не имел ученой степени. 

Другой рынок

«Свободно владею 4 языками, играю, пою, посетил более 150 локаций на 5 континентах. Есть позитивный опыт донорства, есть свежие чистые анализы включая генетический паспорт». 

«Помогу безвозмездно обрести счастье материнства любым методом. Изначально соблюдаю здоровый образ жизни. В роду долгожители. Выгляжу на 10-15 лет моложе. Высшее образование с отличием. Гармонично развитая личность. Русское дворянское происхождение. Занимаюсь физической культурой и диетологией». 

«Готов обеспечить будущего малыша, если потребуется материальная поддержка. Буду рад помогать вам и ребёнку в будущем. Могу сказать, что открыт к идее, чтобы иметь несколько детей. Возможны дальнейшие отношения, если у нас возникнут взаимные чувства. Готов поддержать мать и нашего будущего ребенка». 

Так выглядят анкеты на донорских сайтах — альтернативе банкам спермы. Ресурсы напоминают дейтинг-приложения, только в первую очередь здесь обсуждают совместимость, спермограмму и показатели фертильности. Пара будущих биологических родителей смотрит анкеты друг друга, договаривается о встрече и способе зачатия. 

«Не планируете ко мне в гости на несколько дней приехать? Заодно и ребенка сделаем», — пишет посетитель одного из ресурсов. Помимо материала для искусственной инсеминации здесь можно выбрать естественное оплодотворение — это дешево, эффективно и быстро. Контакт происходит после сдачи анализов. 

Частая причина, почему человек или пара ищет донора в интернете, — банальная дороговизна услуг в репродуктивной клинике. Куда проще и дешевле найти «идеального» кандидата, проведя вечер на сайте или в группе доноров. В анкете заранее можно указать группу крови, резус-фактор, ориентацию, место жительства, способ зачатия, обозначить, хотите ли вы практиковать сородительство с донором. 

Еще один своеобразный плюс, который упоминают будущие родители, — отсутствие анонимности. Вы можете увидеть биологического отца вживую, поговорить и провести время. В банке спермы донор — это просто код на пробирке, короткая анкета и детское фото. Здесь же — живой человек. 

«Оплату не беру. Мне как-то неудобно об этом просить, пусть будет по вашему желанию. Самое главное помочь вам обрести ребенка и стать мамой». 

«Привет, я хочу осчастливить тебя ребенком, давай знакомиться! Все справки на руках». 

В донорском сегменте интернета легко встретить альтруистический посыл:  донору чаще всего нужно только оплатить билет (если он живет далеко) или приехать к нему лично, а также позаботиться о всех необходимых анализах или исследованиях. Некоторые сами предлагают финансовую помощь, чтобы «осчастливить будущую маму». 

«Мужчины, которые подписываются на донорство через интернет, обычно говорят, что делают это из чувства альтруизма или заинтересованы в воспроизведении потомства. Но женщины, использующие онлайн-форумы, подвержены риску венерических заболеваний, их дети подвержены риску генетических заболеваний, и каждый подвержен риску юридических осложнений», — считает социолог из Йельского университета Рене Алмелинг, изучающий донорство спермы. 

Главный минус такого интернет-донорства — практически полное отсутствие контроля. Не только за поведением донора и его состоянием здоровья. 

Важно учитывать, насколько часто один и тот же донор может «стать отцом», чтобы не допустить возможного кровосмешения. Например, если незнакомые друг другу брат и сестра от одного донора-папы случайно встретятся в будущем и решат создать семью. Звучит как сюжет из книги, но такие вещи оговорены в законодательстве некоторых стран. 

В частности, указывается, насколько часто можно делать пожертвования спермы, чтобы избежать рисков генетической инвалидности среди населения. Именно поэтому в Германии донор из одной клиники не может родить более 15 детей, в Нидерландах — более 25, в Британии сотрудничество ограничивается 10 семьями, которые в теории могут родить с помощью материала донора. В США нет никаких юридических ограничений, только рекомендации Американского общества репродуктивной медицины: 25 детей на донора в радиусе 800 000 человек.

Но в реальности все немного сложнее. Никто не может запретить донору сдать сперму в другой стране или просто другом банке — это попросту не регулируется. Доктора, конечно, спросят донора: «Вы раньше делали это?» Но нет никакой гарантии, что он ответит честно. Проблема не кажется столь катастрофической в большой стране. Но, например, в Нидерландах с населением в 17 миллионов человек и в городе Роттердам с населением в 600 тысяч вероятность встретить сводного брата или сестру становится куда выше, чем кажется. 

Поэтому как раз в Нидерландах существует Фонд детей-доноров — правозащитная группа, которая оказывает поддержку и помогает искать биологических родственников. Интернет-донор Джейкоб Мейер только в этой стране смог зачать более 300 потомков. Описывая этот случай, New York Times приводит в пример опыт биологического сына Мейера, который неоднократно встречал своих братьев и сестер даже в Tinder. Сам же Джейкоб путешествовал по Европе и успел сдать сперму в одном международном банке, а также в 13 странах — в том числе в Украине. 

История получила огласку в Нидерландах и ЕС — теперь мамы многочисленных детей Мейера создают группы и выступают за то, чтобы запретить ему сдавать сперму. Их цель — связаться с другими родителями и узнать истинное количество потомков, которых он произвел. Группа также выступает за создание международной базы доноров спермы.

Основная проблема состоит в том, что в XXI веке мужчине не обязательно заниматься сексом, чтобы оплодотворять — теоретически, активно сдавая сперму в разных клиниках своей страны и мира, он может стать папой для сотен, если не тысяч детей. Что в случае Джейкоба Мейера вряд ли смогло бы произойти естественным путем. 

Зачем это нужно?

Вопрос о том, почему же мужчины сдают сперму, не новый. Антропологи, гинекологи, урологи, психологи и социальные работники изучают его с 80-х годов прошлого века, когда донорство начало активно использоваться в оплодотворении.

Исследования подтверждают, что чаще всего мотивация сводится к двум факторам: финансовому или альтруистическому. А результаты нескольких опросов в США показывают, что даже финансовая мотивация не всегда допустима для некоторых доноров — мужчины подчеркивают, что их поступок стоит воспринимать как «пожертвование» или даже «подарок». 

Страна проживания также влияет на причины, поэтому нельзя однозначно говорить, что мужчинам важнее оставить потомство, чем просто заработать денег благодаря своей фертильности. Например, американские исследования показывают высокую финансовую мотивацию от доноров — это объясняется большим количеством коммерческих центров в стране и солидной оплатой. При желании донор может заработать до 12 тысяч долларов в год, сотрудничая с банками спермы на постоянной основе. А в Швеции мужчины, наоборот, настроены более альтруистично — в стране за донорство не платят. Также там действует «закон неанонимности», который позволяет ребенку связаться со своим биологическим отцом. 

Этическая сторона

Донорство спермы кажется естественным и относительно легким действием. Однако репродуктивные технологии — достаточно новый аспект жизни. И многие этические проблемы, возникающие между участниками этого действия, остаются без ответа. 

Вопрос анонимности здесь ключевой — что делать, если человек, сдавший сперму ради денег, спустя многие годы захочет найти своих биологических детей? А если дети захотят найти отца? 

Пытаясь защитить шанс ребенка на знакомство с биологическим родителем, многие страны принимают запреты на анонимность доноров спермы — это сделали в Австралии, Германии, Австрии, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и Великобритании. 

Ник Изель — американский активист, который изучает донорство спермы. В подростковом возрасте мужчина узнал, что его воспитывает не биологический отец. Ник был зачат в том самом банке спермы Нобелевских лауреатов.

«Журналист Дэвид Плотц придумал для описания доноров из этого банка термин “осеменители”. Они считают, что иметь как можно больше детей — конечная цель в “дарвиновской” теории, которая представляет отцовство как забивание голов в ворота», — объясняет Ник. 

Биологического отца Ника наняли для продажи спермы в банк гениальных людей. Основатель банка евгенист Роберт Грэм считал, что такие умные люди, как он, — «особенные» и должны «плодиться и размножаться». Грэм думал, что он делает мир лучше, мотивируя самых умных мужчин в мире производить как можно больше детей. 

Сегодня Ник борется за полную отмену донорской анонимности в США. Не только потому, что внезапно узнать о наличии биологического отца — это травматичный опыт. Иногда это единственный способ получить информацию о наследственном заболевании или генетических особенностях. Тесты в клиниках не могут охватить все, и порой нужна связь с биологическим родителем. Смерть 30-летней австралийки Нерелле Греч — печальный тому пример. Девушка 15 лет искала своего донора и умерла от наследственного рака кишечника. Закон о запрете анонимности в Австралии назвали в честь Нерелле. 

Донорство подарило счастливое родительство миллионам семей и соло-матерей. Но вопрос о том, что происходит, когда детство ребенка от донора заканчивается, остается пока без окончательного ответа. Хотя некоторые мужчины относятся к этому проще. 

«Когда я заканчивал процесс подачи заявки, в клинике сказали: “Это совершенно не обязательно, но, может, вам интересно: если ваша сперма все-таки окажется ребенком, то когда ему исполнится 18 лет, он может вам позвонить”. Я подумал: “А почему бы и нет?”» — говорит донор Джон в интервью Vox. 

Иллюстрации — Алина Кропачова. 

Комментарии