19 ноября 2018

“После смерти я хочу стать донором органов”. Инструкция

Для большинства пересадка органов ассоциируется с нелегальным бизнесом, историями про украденные части тела и подпольными операционными с мигающими лампами. Вряд ли кто-то задумывался, насколько это важно, и как стать донором после смерти. В мае был принят закон, который должен поменять ситуацию с пересадками в Украине уже в следующем году.

Медицинский консультант Маяка Святослав Линников объясняет, что изменит новый закон о трансплантации органов, и как стать донором в случае смерти.

Несмотря на то, что именно Украина является родиной трансплантации (первую в истории пересадку сделали в Херсоне в 1933), на сегодняшний день мы “пасем задних”. Максимум из того, что выполняют сегодня в нашей стране – пересадка костного мозга, и то очень мало – по данным Украинского института рака, в год выполняют 90 пересадок костного мозга. Хотя наши соседи беларусы делают более 100 пересадок сердца в год. При этом ежегодно 5000 украинцев ожидают пересадки, а 3500 из них погибает, так и не дождавшись операции.

Иллюстрации Алины Кропачовой.

Иллюстрации Алины Кропачовой.

Проблема даже не в техническом вопросе. У нас есть и врачи, и соответствующие медицинские центры – технически мы готовы делать пересадки. Но перед тем, как провести операцию, необходимо выполнить целую цепочку условий: найти донора, получить согласие у родственников, заготовить анатомический материал, доставить в медицинский центр, и только потом – пересадить пациенту. Все это нужно сделать в считанные часы. Отсутствие координации, понятной процедуры получения согласия, превращает и без того сложный процесс в невероятное дело.

Единственный сегодня реальный сценарий – донор при жизни жертвует орган своему родственнику, если это позволяет его состояние здоровья и тканевая совместимость с организмом реципиента. Но поскольку при жизни человек может отдать только парный орган или его часть, спасти пациентов, требующих пересадки сердца или легких, в Украине невозможно. Единственный выход – лечение за границей. Тут все еще сложнее. Собрать документы, чтобы попасть в очередь на финансирование государством, дождаться очереди, дождаться органа.

Что меняет закон о трансплантации, который вступит в силу с января 2019 года

Сценарии ужастиков, в которых “чёрные” трансплантологи подпольно вырезают органы для того, чтобы их продать, точно не осуществятся. Во-первых, это технологически и бюрократически сложный процесс, и осуществить его подпольно невозможно. Во-вторых, сохраняется “презумпция отказа” – донорство по-прежнему остается исключительно добровольным делом.

Появится 3 пути стать донором после смерти:

  1. При жизни зарегистрировать у нотариуса свое согласие на посмертное донорство. Свое мнение можно будет менять на протяжении жизни.

  2. Определить человека, который решит это за вас.

  3. Если при жизни не будет оформлено ни согласие, ни отказ, разрешение на посмертное донорство могут дать родственники.

В случае отказа от донорства никто не сможет использовать анатомические материалы после смерти. Не смогут стать донорами служащие и ветераны АТО и ООС, сироты, неизвестные, заключенные, пациенты с тяжелыми психическими расстройствами и, конечно же, те, кто написал отказ от донорства.

При жизни стать донором возможно будет только в пользу родственника. Продажа органов остается под запретом, а монополию на трансплантации сохраняет государство. Получение анатомического материала и пересадка возможны исключительно в государственных больницах.

Что нужно сделать, чтоб в Украине начали проводить пересадки

Решающим в трансплантологии всегда был фактор времени. Все процедуры по забору анатомического материала, его транспортировке, поиску реципиента и пересадке нужно произвести в течении нескольких часов. Именно с этим у нас большие проблемы. На получение согласия, поиск подходящего реципиента, транспортировку и подготовку к операции уходит значительно больше времени, чем допустимо.

Для того, чтобы сократить это время и успеть найти орган для пациента, ожидающего пересадки, необходимо иметь единую базу данных. В этом же реестре фиксируется прижизненное решение стать донором или отказ от него, создается очередь ожидающих пересадки, появляется информация о доступных для трансплантации материалах. Доступ к реестру имеет судмедэксперт, контролирующий орган от министерства, и трансплант-координатор. Официальная единая база гарантирует прозрачное и честное распределение донорского материала среди пациентов, требующих пересадки.

Трансплант-координатор – ключевая фигура в организации всего процесса. Именно координатор вносит согласия и отказы от донорства, информацию о пациентах, требующих пересадки, в единую базу, при появлении органа ищет подходящего реципиента, готовит документацию и организовывает логистику. Если ни согласия, ни отказа нет, он выясняет решение родственников.

Почему орган нельзя украсть

Процедуры посмертного донорства возможны исключительно после констатации смерти головного мозга консилиумом врачей. Для предотвращения конфликта интересов в него не могут входить трансплант-координаторы и хирурги, осуществляющие забор или пересадку. Наверняка, многих пугает вероятность врачебной ошибки или преднамеренной констатации смерти, чтоб забрать у человека органы. Для того, чтобы предотвратить ошибки и развеять страхи, прописана четкая процедура констатации смерти. Решение принимается только по результатам инструментальных исследований активности головного мозга. Так это делается во всем мире. Только после подтверждения необратимой смерти головного мозга возможно получить органы для спасения других.

Что ждет с нового года

После вступления закона в силу моментально ничего не произойдет. Вначале будет создана единая информационная база и обучены специалисты-трансплантологи и координаторы. Будут определены больницы, которые готовы выполнять такие операции. Пока идет речь о создании центров в Киеве, Харькове, Львове, Запорожье, Днепре и Одессе.

После создания реестра каждый, решивший стать донором, сможет зарегистрировать свою волю у нотариуса и обратиться к трансплант-координатору лечебного учреждения, имеющего лицензию на выполнение таких операций.

Сейчас для большинства трансплантация – пугающие явление. Мало кто хочет думать о вероятности стать донором после смерти. Согласие стать донором вовсе не означает, что вас перестанут лечить и при первой возможности “отключат”. Это способ спасти 8 человек, когда по факту тебе уже все равно.

Впереди нас ждет долгий процесс, где ключевым является понимание, что трансплантология – это не про бизнес или органы в коробках на продажу. Это прежде всего возможность спасать и дарить жизнь.

Комментарии