Ученые использовали метод виньеток, в эксперименте участвовали 243 добровольца — каждый из них работает в офисе и за неделю посещает хотя бы одну деловую встречу.
Испытуемым показывали видео, снятое во время бизнес-встречи, в течение которой сотрудники отвлекались на различные предметы: блокнот, мобильный телефон и ноутбук. После просмотра ролика добровольцев попросили оценить компетентность и эффективность работы участников встречи.
Оказалось, что профессиональные качества сотрудников, отвлекавшихся на телефон, оценили ниже всего. При этом их реальные навыки не имели значения. На использование ноутбука во время встречи добровольцы в целом реагировали спокойнее. Меньше всего «претензий» было к тем, кто делал и просматривал записи в блокноте.
Расставляя баллы, участники исследования также обращали внимание на то, извинился ли человек на видео за фаббинг и попытался ли объяснить его рабочими моментами. Но эти факторы не существенно повлияли на оценку их профессиональных качеств.
Для добровольцев было важнее отношение ведущего встречи к использованию гаджетов. Если, например, менеджер разрешал смотреть в телефон или ноутбук, то участники эксперимента оценивали качества отвлекающихся выше. Если был против — то оценки эффективности падали.
Один из авторов исследования Кэмерон Пирси объясняет результаты эксперимента иллюзией интроспекции (самонаблюдения) — это мыслительное предубеждение. Феномен подразумевает, что люди заблуждаются, считая, что уверены в мотивах своего ментального состояния и поведения, и в то же время — пренебрегают интроспекциями других людей, считая их ненадежными.
То есть все понимают, что люди могут пользоваться мобильным во время встречи, чтобы уточнить какой-то рабочий вопрос или даже непосредственно работать. Но также каждый из нас знает, что фаббинг может быть лишь имитацией рабочей деятельности, во время которой сотрудники листают ленту новостей или переписываются с кем-то. Поэтому вероятность того, что мы уличим коллегу или незнакомца в бесцельном фаббинге, очень высока.
«Мы всегда способны сделать выводы о своих собственных мыслях и мотивах, но мы никогда не сможем узнать мысли и мотивы партнера, поэтому мы делаем негативные предположения о других, в чем-то оправдывая таким образом себя», — заявила Пирси.
Ученые уточнили, что у результатов эксперимента есть ряд ограничений. На видео показывали встречу незнакомых людей, а отношение к фаббингу может измениться, если все участники знают друг друга и ожидания босса.
Изображение — The New York Times.