Александра Подгорная
27 ноября 2021

Пугающие капюшоны. Почему женщины Азорских островов прятали лица

Колдуньи во время ритуала? Монахини? А может, сцена из «Рассказа служанки»? Вовсе нет. На этих снимках запечатлены обычные жительницы Азорских островов, вышедшие прогуляться в актуальных нарядах того времени. 

Азорский капюшон (по-португальски «capote e capello») — традиционная верхняя одежда для женщин, которую носили вплоть до 1930-х годов. Объемный плащ скрывал фигуру и позволял только вскользь разглядеть лицо. 

На винтажных бесцветных фото капюшоны выглядят черными и зловещими. При этом в реальной жизни они имели благородный темно-синий оттенок и передавались от матери к дочерям. Для «капоте-и-капелло» всегда использовали плотную, тяжелую и очень прочную ткань. Каркас капюшона формировали китовые кости. 

От острова к острову наряд отличался некоторыми деталями, но в основном капюшон имел ярко выраженную форму клина, закрепленного на плечах. В некоторых локациях прижились более мягкие очертания, ткань спадала на плечи округлым полотном.

О происхождении капюшонов нет единого мнения, историки и культурологи выдвинули несколько версий. Азоры — архипелаг из девяти островов в Атлантическом океане, автономный регион Португалии, поэтому одни исследователи считают капюшон версией модных в Португалии накидок и мантий ХVII-ХVIII веков. Другие, напротив, убеждены, что наряд родом из Фландрии. Переселенцы из Фландрии с 1450 года обустраивали свою жизнь на Азорах. Через сорок лет здесь проживало уже 2000 фламандцев. Из-за преобладающих фламандских поселений острова начали называть Фламандскими островами или островами Фландрии. Рассматривая древние изображения фламандских женщин можно обнаружить аналогичные костюмы.

Марк Твен в своей книге «Невинные за границей», вышедшей в 1869 году, даже сделал личный обзор азорской одежды: «Кое-где мы видели женщин в модных португальских капюшонах. Этот капюшон из толстой синей ткани является чудом уродства. Капюшон высоко стоит и распространяется за границы фигуры, он непостижимо глубок. Он похож на цирковую палатку, и в нем спрятана голова женщины, как у мужчины, который выводит певцов из своего сарая на сцену оперы». 

Слова писателя поддерживают версию об имитации португальских мантий. 

Откуда бы на острова ни пришел дизайн плащей, «капоте-и-капелло» неизменно оставались будничным облачением для дам в этом регионе. 

Но какие функции выполнял капюшон? Было ли практическое применение? Жители архипелага всегда отличались набожностью — историки подчеркивают, что женщины здесь редко покидали дом. Встретив мужчину, им следовало отводить взгляд. Капюшон помогал избежать зрительного контакта.

В британском архиве также упоминается страх местных перед эпидемиями. Вероятно, они могли рассчитывать на большой капюшон в качестве средства индивидуальной защиты. Выходит, «капоте-и-капелло» заменял современные маски для жителей островов. 

читайте также
Комментарии