18 августа 2020

Рельсы над крышей. История старинной подвесной железной дороги в Вуппертале

Вуппертальская подвесная дорога (ВПД) заработала 1 марта 1901 года, она считается одной из старейших действующих. Ее официальное название — Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена Лангена. Она связывала между собой три небольших немецких города: Бармен, Фовинкель и Эльберфельд, которые в 1929 году вместе с еще четырьмя маленькими городками объединили в один большой — Вупперталь. В следующем году ВПД исполняется 120 лет, но она до сих пор на ходу.

От конно-железной дороги до электрического монорельса

Впервые концепцию подвесной железной дороги разработал британский инженер Генри Робинсон Палмер в 1824 году. По его задумке, подвешенные вагоны должны были тащить запряженные лошади. 

Эта идея понравилась прусскому промышленнику Фридриху Харкорту — владельцу сталелитейного завода в Эльберфельде. Однако против нее выступили хозяева мельниц, так как подвесная дорога предполагала оптимизацию лишь работы заводов, а им не давала никаких преимуществ. Также в то время сотрудники транспортной отрасли устраивали массовые протесты. В итоге проект остался нереализованным.

Спустя 60 лет, в 1894 году, власти Эльберфельда и Бармена создали комиссию по строительству железной дороги. Она остановила выбор на уникальной системе кельнского инженера Ойгена Лангена, которую он изначально разрабатывал для Берлина. 

Строительство началось в 1898 году. За год до открытия, в 1900 году, сам император Вильгельм II принял участие в тестовом пробеге поезда. Для него даже построили специальный вагон — «Кайзерваген». Сегодня его используют во время экскурсий и по особым случаям.

«Кайзерваген».

«Кайзерваген».

ВПД неоднократно закрывали на реконструкцию. С 2011 года власти начали выводить из эксплуатации старые вагоны. Их не распиливают на металлолом: 21 вагон выставили на продажу, а три — предложили отдать бесплатно.

Поезд над рекой

Протяженность подвесной системы 13,3 километра, она установлена на эстакадах. Десять километров маршрута проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, оставшиеся 3,3 километра — по городу на высоте около восьми метров. 

Длина одного состава 24 метра, в поезде могут ехать 178 пассажиров. Вагоны способны разгоняться до 60 километров в час. Поездка по всему маршруту занимает около 30 минут.

 

Билет для взрослых стоит 2,9 евро, для детей — 1,7 евро. Ежедневно ВПД перевозит около 80 тысяч человек.

 

Курьезы и трагедии на дороге

Один из самых курьезных случаев на подвесной железной дороге произошел 21 июля 1950 года. Директор цирка Франц Альтхоф захотел прокатить на монорельсе слоненка — поездка задумывалась как рекламная кампания. 

Животному стало некомфортно в замкнутом пространстве вагона. Через несколько минут после начала поездки слоненок испугался, проломил боковую стенку вагона и выпал в реку Вуппер. 

Животное отделалось испугом и легкими ранениями, как и два журналиста и один пассажир, ехавшие с ним в одном вагоне. Директору цирка и водителю монорельса выписали штраф, а слоненка прозвали Туффи, что дословно с итальянского означает «ныряющий». В память о курьезе недалеко от места аварии на стене одного из домов нарисован падающий слон.

Этот снимок — фотомонтаж. Фотограф в вагоне запаниковал, а на берегу никого не было с фототехникой.

Этот снимок — фотомонтаж. Фотограф в вагоне запаниковал, а на берегу никого не было с фототехникой.

В истории ВПД была крупная авария с жертвами, она произошла 12 апреля 1999 года. Рабочий в спешке забыл металлический зажим на пути, из-за этого поезд упал в реку. Погибло пять человек, еще 47 пострадали. Работников обвинили в непредумышленном убийстве и приговорили к условному сроку.

Виртуальная поездка по Вупперталю

На днях Нью-Йоркский музей современного искусства опубликовал оцифрованный короткометражный фильм 1902 года «Летающий поезд», снятый из кабины подвесной дороги. 

YouTube-блогер Денис Ширяев опубликовал цветную версию ролика — он отколорировал видео с помощью нейросетей.

Видео — это поездка по Вупперталю, во время которой можно рассмотреть город начала XX века и его жителей.

Изображения — Wiki Commons.

Комментарии