Каждая пробирка содержала реагенты, которые при смешивании с мочой беременной женщины создавали красный ободок в основании пробирки, что отражалось в зеркале.
«Я подумала: как было бы прекрасно, если бы этим могли пользоваться сами женщины! Все, что требовалось, — реагент и какое-то приспособление для анализа дома», — рассказала Маргарет Крейн в интервью BBC.
У 26-летней Маргарет не было медицинского образования, но она смогла придумать и создать упрощенную версию теста — с помощью держателя для канцелярских скрепок, зеркала, пробирки и пипетки.
Предполагалось, что для использования теста женщине необходимо смешать мочу со специальным соединением, поместить жидкость в пробирку и спустя два часа посмотреть на получившуюся реакцию. При беременности внизу пробирки должен был появиться тот же красный ободок. Но этот вариант еще предстояло доработать и продвинуть на рынок.

Иллюстрация — Екатерина Юськович.
С древних времен женщины старались узнать о возникновении беременности как можно раньше. В документе Древнего Египта, датированном примерно 1350 годом до нашей эры, описывается метод диагностики, согласно которому женщина должна была помочиться на семена пшеницы и ячменя. Если зерно прорастало, то женщина считалась беременной. Бонусом шло еще определение пола ребенка: проросший ячмень означал мальчика, а пшеница — девочку.
В шестидесятые годы XX века ученые выяснили, что «зерновой» тест действительно мог работать, это связано с повышением эстрогена в организме беременной женщины, который мог ускорить процесс прорастания зерна. Метод же проверки пола научного подтверждения не нашел.

Изображение — Ucm.es
В Египте применяли еще один метод, используя токсикоз как критерий: женщину сажали в помещение, где разливали перебродившее пивное сусло. Возникновение тошноты и рвоты из-за сильного запаха считалось явным показателем беременности.

Изображение — Ucm.es
В Средние века беременность «диагностировали» так называемые пророки мочи — они утверждали, что могут по цвету, запаху, осадку и другим критериям определить наличие болезней в организме человека. В бумагах 1552 года так описывается моча беременной женщины: «прозрачная, от бледно-лимонного до почти прозрачного цвета с пеной на поверхности».
В мочу же опускали иголку — считалось, что она проржавеет, если женщина беременна. И ее же смешивали с вином и по виду смеси делали выводы. Причем последний метод был близок к корректному, поскольку вино действительно вступает в реакцию с определенными белками.

Средневековый метод диагностики болезней по цвету мочи. Иллюстрация — Medievalists.net
Французский врач Жак Гуллемо считал, что определить, беременна женщина или нет, можно по ее глазам. Гуллемо утверждал: «Глаза беременной женщины глубоко посажены, зрачки узкие, веки приопущены, а в углах глаз имеются опухшие жилки».
В 1902 году английские физиологи впервые в своих работах использовали термин «гормон», а в 1920-е ученые выяснили, что при беременности в организме женщины начинает вырабатываться гормон хорионический гонадотропин — ХГЧ. Как раз в моче его и можно обнаружить — то есть и египтяне, и средневековые «пророки» не ошибались с исследуемым материалом.
В 1927 году немецкие ученые Бернард Цондек и Зельмар Ашхайм придумали прототип первого теста на беременность, вводя мочу женщин в тела самок крыс и мышей. Увеличенные яичники животных свидетельствовали о беременности женщины, но об этом можно было судить только спустя четыре дня и только после вскрытия животного. Позже вместо мышей стали использоваться кролики.
Более гуманный метод был предложен в 1940-е аргентинским врачом Эдуардо де Робертисом. Моча женщины вводилась лягушкам, и при наличии в ней ХГЧ через сутки те начинали метать икру. Этот способ усовершенствовал Карлос Галли Майнини, он использовал для проверки на беременность самцов аргентинских жаб. После инъекции мочи беременных женщин у тех в течение нескольких часов происходило развитие сперматозоидов. В шестидесятые ученые перестали использовать животных, обратившись к иммуноанализу и другим тестам на определение ХГЧ.

Фото — Modernfertility.com
Вернемся к изобретению Маргарет Крейн. Когда она показала его руководителю фармкомпании, тот сказал, что идея интересная, но компания, клиентами которой являются врачи и медицинские клиники, производить такое не может. «Он сказал, что если мы будем продавать это женщинам, то потеряем бизнес, — вспоминает Маргарет. — На самом деле они думали, что это аморально: женщины не должны сами этого делать, это прерогатива врачей, большинство из которых были мужчинами. И я даже слышала, как один человек из руководства сказал: “Если дочь какого-нибудь сенатора купит такой тест, узнает, что беременна, и прыгнет с моста, то на нас подадут в суд, и мы потеряем компанию”».
Но об идее Маргарет сообщили в главный офис компании в Нидерландах, и там ею заинтересовались. Поэтому в Organon решили провести совещание о дизайне домашнего теста на беременность и его рекламной кампании. Почти случайно узнав об этом, Маргарет без приглашения пришла на совещание, отметив, что другие варианты тестов, придуманные мужчинами, делали акцент не на удобстве устройства, а на дизайне упаковки — «привлекая женскую аудиторию».
В итоге был выбран именно ее минималистичный прототип под названием Predictor — то есть предсказатель. В 2015 году он вместе с первой потребительской версией теста был продан на аукционе за 11 875 долларов. В 1969 году Organon зарегистрировала патент, указав имя Маргарет Крейн в графе «изобретатель» — но с условием, что женщина откажется от прав на устройство, получив за патент $1.

Прототип теста на беременность Predictor и тест, который вышел на рынок в конце 1970-х годов. Фото — Modernfertility.com
Тест поступил в продажу в Канаде в 1971 году, в США же на получение одобрения властей ушло пять лет, поскольку многие предполагали, что это устройство будет использоваться только теми женщинами, которые хотят сделать аборт. Кроме того, высказывались опасения, что женщины из-за волнения не смогут справиться с инструкциями, воспользуются тестом неправильно и получат некорректные результаты. А врачи были уверены, что из-за «таких опасных технологий» их репутация пострадает.
Тем не менее в 1977 году первые тесты появились на американском рынке.
Их реклама гласила: «Каждая женщина имеет право узнать, беременна ли она, и может сделать это самостоятельно, у себя дома, в одиночку, за несколько минут».
Тест стоил десять долларов и, вопреки опасениям консервативно настроенных властей, использовался не напуганными девочками-хиппи, а женщинами, планирующими беременность. В рекламе 1978 года тест описывался как «маленькая частная революция, которую любая женщина может легко купить в любой аптеке». Потому что наконец каждая женщина могла узнать о своем состоянии сама, не ловя на себе осуждающие взгляды врачей, если на ее руке не было обручального кольца.