Хотя выступление было записано еще в 2018 году, Вячеслав выставил его на своем YouTube-канале только в феврале 2020 года. Именно из-за этого видео Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел впоследствии отлучил Вячеслава от должности и права служения — за «хулу на Духа Святого». Епархиальное руководство запретило священнику причащаться и исповедоваться — после этого в храм при ОНМУ, где служил Рубский, направили нового настоятеля и представителей епархии. Когда люди из общины не позволили им описать имущество, храм опечатала охрана Морского университета.
На момент публикации материала протоиерея Рубского все-таки полностью восстановили в служении и должности по указу митрополита Агафангела — однако епархия не пояснила свои обвинения за февраль. Сам Вячеслав говорит, что покаялся в неудачных выражениях, а также в том, что давал лекцию без разрешения. Сейчас храм, где он служит, закрыт на карантин.
Вячеслав Рубский — штатный психолог и преподаватель кафедры психологии в ОНМУ, отец пятерых детей. Мы поговорили с Вячеславом и спросили, что он думает о произошедшей ситуации, а также почему его лекция о сексуальности произвела такой фурор среди духовных и светских людей.
«Кому-то было очень выгодно разыграть сексуальную карту. Люди хорошо реагируют на слова “секс”, “оргазм” и так далее. Надо заметить, в моем творчестве как богослова и философа есть очень много работ и научных публикаций — ни одна из них не посвящена этой теме. Этот доклад был единственным на сексуальную тематику. Несколько фраз из него вырвали из контекста, переврали вплоть до противоположности — получился взрывной эффект», — объясняет Вячеслав.
Лекцию священника на YouTube посмотрело более 30 тысяч человек, под видео оставили около 600 комментариев. Как говорит сам Вячеслав Рубский, изначально его выступление увидело всего 200 пользователей и только после реакции епархии к ролику резко возрос интерес.
«Не собираюсь критиковать собратьев епархиалов», — говорит он в следующем видео на канале. Там священник подробно комментирует указ епархии и тезисы, за которые его отлучили от церкви. Полный разбор цитат можно прочесть в отдельном документе, который Вячеслав прикрепил под видео.
Один из основных посылов его лекции описывает монашескую традицию и ее отношение к сексуальности: по мнению Вячеслава Рубского, подобное табуирование секса и культура воздержания не могут применяться к обычным, семейным людям.
«В православной традиции монахи радикально отрицают пол во всех его проявлениях. Для них удобен такой радикализм и я их всегда в этом поддерживал. Что касается семейных людей, то мы не можем называть сексуальные отношения демоническими происками, нечистотой и грязью. Секс — это повседневность семейных пар. Нельзя механически переносить практики средневекового монашества в современную жизнь. Радикальный запрет на сексуальные связи в мирской жизни дает обратный эффект, как психолог я не считаю это полезным.
В своем докладе я предложил более возвышенную модель сексуальных контактов — не грубую, пошлую или животную, а предельное доверие двух личностей. Встречу двух “я” на духовном и физическом уровне. Такое понимание сексуальных отношений могло бы уберечь нас от распутства и демонизации секса.
В православии монашество пользуется огромным и заслуженным авторитетом. Поэтому все пытаются подражать старцам и переносят уставы древних монастырей в современную жизнь. Но монахи считают, что секс — это сатанинское искушение. Такое отношение работает для их традиции и допустимо, если ты не планируешь жениться, иметь детей. Но если ты собираешься ложиться в постель с женой, как ты можешь повторять за монахами о демонских происках и сатанинских удовольствиях?», — объясняет свою мысль Вячеслав.
Сейчас у YouTube-канала Вячеслава Рубского чуть меньше трех тысяч подписчиков — в основном он выкладывает здесь записи своих выступлений и проповедей. Священник не считает себя блогером, хотя еще несколько лет назад он вел страничку в «Живом Журнале» — писал, в основном, о религии. По словам Вячеслава, его ЖЖ в 2016 году был стал самым популярным и резонансным в епархии. Правда, впоследствии аккаунт пришлось удалить — некоторые коллеги составили обвинительный памфлет на священника и написали, что он «ужасный еретик». «Не пояснив, в чем я виноват, меня заставили стереть все административным путем, через епархию», — говорит Рубский.
В 2017 году священника вызвали на епархиальный суд. Конфликт произошел из-за лекции, которую Вячеслав дал на философском факультете — она называлась «О вере и суеверии». Проблема была не в содержании самого выступления, но в слушателях, большинство из которых были атеистами: «Просто им не хотелось, чтобы Рубский проповедовал о Боге среди философов. Меня слушала аудитория, никто из которой не ходил в храм, но имел возможность слушать о Боге. Это вызвало недовольство представителей епархии».
Возвращаясь к лекции о сексуальности, стоит сказать, что Вячеслав спокойно говорит не только об отношениях, но также называет вещи своими именами — использует слова «оргазм», «секс» и «гомосексуальность», не пытаясь их чем-то заменить. Подобный подход отличается от привычной речи священнослужителей.
Вячеслав признает, что сегодня в церкви действительно существует проблема языка: священнослужителей не понимает молодежь или научное сообщество. По его мнению, в самой церкви не готовы обсуждать не только сексуальность, но и любую другую философскую, богословскую, социальную проблему.
«Здесь вообще никто ничего не обсуждает. За 21 год в церкви я не помню, чтобы здесь было живое обсуждение хоть какой-то темы. Не говоря уже о таком щепетильном и скользком вопросе, как сексуальность.
Для кого-то слово “оргазм” — это вульгарно и совершенно недопустимо. А для кого-то отрицание этого понятия выглядит обскурантизмом.
Чтобы отстаивать то, о чем говорили наши отцы 10-15 веков назад, нужно менять формулировку — тогда это будет принято.
Я был бы не против, чтобы мои тезисы опровергли и мне ответили. Но ответа нет. Возможно, я не прав, но мне об этом не сказали — меня попросту оболгали и запретили. Это не решение вопроса, мы катимся к сектантству, а замалчивание проблем ведет к созданию искусственного информационного гетто. К сожалению, сегодня православная церковь рискует войти в сектантский режим. Мы фильтруем информацию сразу на входе: не анализируем, не даем на нее качественный ответ, а просто не допускаем ее к рассмотрению.
Скоро мы превратимся в свидетелей Иеговы. Ни в коем случае не хочу их оскорбить, просто я характеризую их как закрытое общество, куда не попадает лишняя информация. Я долго ходил к ним и изучал их — там невозможно свободное обсуждение каких-то богословских вопросов.
Я боюсь, чтобы не случилось так, что мы станем заповедником мыслей и идей, которые не выдерживают малейшей критики за пределами своего гетто. Члены одесской епархии ответили бы мне на это: “Не задавайте таких вопросов, просто молчите и радуйтесь”», — говорит Вячеслав Рубский.
Сам священник считает, что прихожане готовы обсуждать сложные вопросы и священнослужители должны попробовать вступить с ними в диалог:
«Существуют вековые ценности и существует ретроградство — и мы выступаем за позавчерашнюю моду. Некоторые думают, что если будем все сильнее и авторитарнее настаивать на старых тезисах, то продавим ситуацию. Но даже настаивать на старых тезисах можно на новом языке».
Коллажи — Екатерина Юськович.