Анна Филимонова
30 сентября 2020

Шейминг, буллинг и сталкинг. Как абьюзили в старых фильмах

Газлайтинг, сталкинг и менсплейнинг появились только сейчас? Конечно, нет. Раньше для этих действий просто не было подходящих названий. Рассказываем, как проявляется токсичное поведение, на примерах из старых фильмов.

Внимание! Тут будут спойлеры старых фильмов!

Сталкинг в фильме «Служебный роман»

Мы привыкли решительно осуждать товарища Самохвалова за то, что он отдал любовные письма товарища Рыжовой в местком, но всегда забываем, что бывшая возлюбленная усиленно его преследовала, то есть занималась самым настоящим сталкингом. Кстати, сталкинг чаще всего и встречается среди бывших возлюбленных, которые таким образом планируют возродить романтические отношения, игнорируя тот факт, что жертва этого совершенно не хочет. 

Если вспомнить подробности фильма, становится понятно, что Самохвалов в очень вежливой форме пытался объяснить Рыжовой то, что продолжение их старых отношений не может быть возможным. Рыжова же полностью проигнорировала отказ, продолжая забрасывать бывшего любовными письмами. А достоянием общественности они стали не благодаря Самохвалову, а благодаря секретарше Верочке, через которую письма доставлялись адресату.

Гиперкомпенсация в сериале «Как я встретил вашу маму»

Один из самых ярких персонажей сериала — ловелас Барни Стинсон — явно подвержен гиперкомпенсации, то есть желанию во что бы то ни стало восполнить собственные недостатки и почувствовать свое превосходство над другими людьми. У Барни как будто есть только одна цель в жизни – уложить в постель как можно большее количество девушек. На протяжении почти всего сериала мы видим, что основные усилия Барни потрачены на то, чтобы выглядеть достаточно привлекательно для противоположного пола. Также Барни, очевидно, боится близких отношений, стараясь как можно скорее «сбагрить» очередную жертву и больше никогда ее не видеть. 

Ближе к концу сериала мы узнаем настоящую причину патологического поведения героя: оказывается, в молодости его бросила любимая девушка, променяв на «успешного и красивого мужчину в костюме». С тех пор Барни сам стал одержим дорогими костюмами, собирая у себя дома гигантскую коллекцию. И, конечно, с девушками получается симметричная история — их у него тоже собирается обширная коллекция, которой он навязчиво хвастается всем вокруг.

Орторексия в фильме «Любовь и голуби»

Название для особого типа расстройства пищевого поведения, когда человек становится одержим выбором только натуральных продуктов, тем самым сильно ограничивая себя в еде, придумали только в 1997 году, но само расстройство существовало, безусловно, и раньше. Вспомним то, как питалась героиня Людмилы Гурченко в фильме «Любовь и голуби»: под запретом были соль и сахар, а ужин составляли тертая свежая морковь, свекла и нарезанная капуста. В это же время психически здоровый Вася скучал по пирогам жены и прочей адекватной еде. Исход их отношений в том числе можно объяснить и тем, что партнер просто не захотел дальше голодать, потакая нездоровым наклонностям новой подруги.

Слатшейминг в сериале «Секс в большом городе»

Если в девяностых и нулевых, когда сериал только вышел, девушки хотели быть похожими на Керри, то сейчас идеальный паттерн поведения — Саманта. Свободная, успешная женщина, знающая, чего хочет, и умеющая не обращать внимание на мнение окружающих — разве не это пример для женщины в 2020 году? Тем не менее для времени, в котором разворачивается действие сериала, такая уверенность в себе все еще новинка, которую не все окружающие способны выдержать. Например, консервативная Шарлотта, которая мечтает только о замужестве, не всегда может спокойно выслушивать рассказы Саманты о бесчисленных сексуальных партнерах, скатываясь в обычный слатшейминг. «Как тебе не стыдно», «Ты ведешь себя как обычная …», «Ты не можешь просто так заниматься сексом со всеми подряд» — именно это сообщает Саманте Шарлотта за одним из традиционных завтраков подруг. 

Впрочем, у Саманты слишком крепкие психологические границы, чтобы серьезно реагировать на подобные замечания. На протяжении всех сезонов мы видим, как ей хватает смелости всегда принимать решения, исходя из собственных желаний, а не общественных представлений о правильном и неправильном.

Созависимость в фильме «Горькая луна»

«Ты смысл моей жизни», «Все крутится вокруг тебя одного», «Без тебя я умру» — длительное проживание такого отношения к партнеру имеет все признаки созависимости. В таком состоянии человек будто отстраивает свою жизнь, настроение, поведение, привычки и желания от своего возлюбленного, помещая его в центр своей картины мира. Фильм «Горькая луна» Романа Полански, где главную роль сыграла его жена, считается образцовым учебником по всем проявлениям созависимости. 

Все начинается со страсти: Оскар — начинающий писатель-интеллектуал, живущий в Париже. Однажды в автобусе он видит красивую незнакомку и моментально становится одержим ею. После месяцев бесплодных поисков по парижским автобусным маршрутам Оскар случайно встречает ее в ресторане, где девушка работает официанткой. Оказывается, она тоже запомнила его, и они сразу же начинают жить вместе. Кроме сильного сексуального влечения партнеров не объединяет ничего — они люди разных кругов и увлечений. При этом между героями совершенно стираются границы, они неделями не выходят из дома, проводят вместе время в режиме 24/7, проламывая и без того хрупкие границы друг друга. 

Созависимые отношения часто развиваются по принципу треугольника Карпмана, где каждый из партнеров сменяет роли жертвы, преследователя и спасителя. Мими и Оскар ненавидят друг друга и одновременно не могут существовать отдельно. Они проходят этапы, когда Оскар морально уничтожает девушку и, наоборот, Мими буквально делает мужчину инвалидом, уже навсегда привязывая его к себе. Наблюдать за этим довольно мучительно. 

Контрзависимость в фильме «Чего хотят женщины»

У созависимости есть «сестра-близнец» под названием контрзависимость. Психологи считают, что оба этих типа поведения, как две стороны одной монеты, имеют схожую причину: контрзависимые и созависимые люди боятся остаться в одиночестве и быть отвергнутыми, вот только с этим страхом справляются по-разному. Созависимые люди стараются слиться с партнером, а контрзависимые, наоборот, избегают любой близости, чтобы не травмировать себя расставанием. 

Ник из «Чего хотят женщины» — классический контрзависимый герой, не способный выстроить близкие отношения с партнершей. Любые его попытки идут по стандартной схеме: сначала он «неотразим и привлекателен», как выражается одна из его бывших, а затем, когда дело доходит до настоящей духовной близости, его и след простыл. В результате Ник превращается в обычного ловеласа, чья личная жизнь состоит из вереницы новых девушек. По иронии, именно Нику достанется особый дар —  уметь читать мысли всех женщин вокруг, а также животных женского пола. Такое резкое погружение в мысли других людей сделает Ника куда более чувствительным и эмпатичным человеком, что впоследствии поможет ему выстроить близкие и доверительные отношения со своей коллегой Дарси.

Менсплейнинг в фильме «Москва слезам не верит»

О токсичности Гоши из «Москвы» уже написано много текстов, но, кажется, никто не упоминал, что возлюбленный Кати грешит менсплейнингом — снисходительной формой объяснения чего-то женщине (часто, когда она этого не просила) с акцентом на ее пол. Менсплейнеры разговаривают упрощенными формулировками, будучи убежденными в том, что сложные женщины понять не смогут. Очень часто такой формат общения подается в качестве заботы. Почти все общение Гоши с Катей — это классический менсплейнинг, начиная со знаменитой фразы «шашлык женских рук не терпит, ваши места в зрительном зале» и заканчивая неприятием того факта, что Катя стала куда более успешным человеком, чем он сам. И именно Катя в конце оказалась виновата в том, что зарабатывает больше Гоши. Любопытно, что именно такое поведение десятилетиями считалось эталонным для мужчины.

Комментарии