Александра Подгорная
15 июня 2021

Союзники женщин. Говорят украинские мужчины-профеминисты

Есть ли смысл менять порядок, который существовал веками? Пусть мальчики носят синий, девочки играют в куклы, а взрослые люди четко знают свое место. Об этом не принято говорить, но и самим мужчинам может быть неуютно внутри патриархального общества. Вместе с тремя героями разбираем, почему перемены необходимы и как мужчины становятся союзниками женщин в борьбе за равные права.

Алексей 

42 года. Бизнесмен 

Я родился и вырос в Одессе. Сейчас живу в Украине примерно три месяца в году. А остальное время работаю за границей, в единственной из развитых стран, где до сих пор нет оплачиваемого декрета. Здесь женщины копят больничные дни, чтобы успеть родить и в течение двух недель вернуться на работу, здесь нет государственных детсадов, а плата за двух детей в частном саду сравнима со средним месячным доходом по стране. Медицинская страховка покрывает таблетки «Виагры» мужчинам, но не противозачаточные таблетки женщинам. Вы, возможно, удивитесь, но эта страна — США.

Я убежден: подавляющее большинство мужчин, не поддерживающих феминизм, просто неправильно понимает значение слова. Как, впрочем, и некоторые негативно настроенные женщины. Уверен, что обижу обе стороны своим определением, но в моем понимании феминизм — равные права для мужчин и женщин. Речь не об отказе брить ноги, пользоваться косметикой или ненависти к мужчинам. Такое тоже бывает, но абсолютно не является обязательным условием. Можно быть домохозяйкой, заниматься семьей и любить варить борщи мужу, но оставаться феминисткой. Это не о конечных решениях, а о самой возможности сделать осознанный выбор, который доступен мужчинам. Феминизм — возможность выбрать сидеть дома с детьми и возможность полететь в космос, если женщина этого хочет.

Моя жена — доктор наук и профессор финансов в университете второй мировой двадцатки. Я относительно успешный человек, постоянный партнер в американской компании с миллиардным годовым оборотом. У нас двое своих биологических детей, в планах усыновить девочку из Украины. Материальная стабильность не гарантирует беззаботную жизнь — например, у нас нет домработницы или няни, но неудачником себя не ощущаю и, надеюсь, объективно им не являюсь. Да, я далеко не в идеальной физической форме, но занимаюсь ММА и боксом, вожу одномоторные самолеты, прыгаю с парашютом, летом езжу на работу на мотоцикле и стараюсь проводить каникулы с семьей в путешествиях. Жена занимается йогой, прекрасно рисует и обожает быструю езду на своем спортивном «Мерседесе».

Впервые я неосознанно задумался о феминизме, еще когда был ребенком. Мама — инженер с красным дипломом, вырастившая троих детей, но не проработавшая ни дня по профессии. Карьерой должен заниматься папа, так принято. Примерно тогда и стало зарождаться подозрение: что-то тут неправильно. Звучит пафосно, но феминизм, на мой взгляд, — это базовое право людей. У меня не было периода в жизни, когда я так не думал. Это нормально — не сомневаться в праве женщин избираться, решать, чем им заниматься, получать ту же, что и мужчины, зарплату за идентичную работу. 

Проблема патриархата в том, что он не учитывает мнения и интересы большой части населения стран. Да, в Украине эта часть может быть меньше половины, так как есть существенное число женщин, которые тоже поддерживают патриархат. Даже в Америкe прежде чем гендерная дискриминация была признана неконституционной, кроме мужчин ее поддерживали многие женщины, довольные статусом-кво, а женщины-адвокаты защищали ее в суде. Но когда 50% страны попраны в правах, это ничем хорошим не заканчивается. Тот же радикальный феминизм не возник на пустом месте, а зародился после того, как мирными протестами суфражистки не смогли добиться возможности голосовать. 

Мужчинам, которые считают феминизм глупостью, я бы посоветовал, во-первых, не бояться. Да, я думаю, что у многих есть подсознательный страх. У них сейчас контроль над жизнью, и его страшно потерять — это нормальное, рациональное чувство. Но у нас не отбирают права, просто женщинам их тоже дают. Юридически мы во многом уже равны. Но социально — точно нет. Возможно, мужчинам придется стараться чуть больше, чем сейчас, и чаще учитывать интересы жены или подруги, у которой появится больше альтернатив. Но есть и плюсы: моя жена со мной, потому что я — ее выбор, а не потому, что она не сможет себя прокормить, если уйдет. Мне нравится это знать.

В истории достаточно женщин, которые были готовы пройти пытки и умереть за идею равных прав, например, Эмили Дэвисон. К тому же сегодня равноправие мужчин и женщин — одно из основных положений всех развитых западных стран и закономерный результат социальной эволюции. 

Думаю, мужчинам стоит почитать, как обстоят дела вне их круга общения. Например, историю Малалы. Если Пакистан — это очень далеко, а мы — другие, тогда я советую прочесть, как полицейские в нашей столице составили протокол на мать за то, что отец не углядел за ребенком. 

Профеминизм в быту основан на разделении домашних дел и участии в них каждого. Для меня лично это хождение на курсы для беременных, присутствие при родах обоих детей, забота о ребенке (из-за осложнений у жены после первых родов я жил с новорожденным сам две недели дома), смена подгузников, кормление, прогулки, готовка завтраков уже много лет. Даже в декрет уходил — новая работа жены совпала с родами, и ей нужно было либо от нее навсегда отказаться, либо приступать сейчас же, а ребенка оставить на мне. Мы сделали так, как нам удобнее.

Чтобы поддержать фемдвижение, нужно говорить о нем. Я не согласен, что мужчины не должны обсуждать феминизм, это право только женщин. Нравится это женщинам или нет, но на данном этапе развития Украины у мужчин гораздо больше власти и свобод, чем у женщин. Менять положение дел через диалог — самое лучшее решение. Хотя «правящий класс» редко сам расстается с привилегиями, иногда это случается. Рут Гинсбург смогла убедить и Верховный Суд, и позже Конгресс США, состоящий из мужчин, что дискриминация противоречит Конституции. Правда, будучи гениальным адвокатом, она опротестовала именно тот из законов, который давал женщинам больше прав, чем мужчинам: в Оклахоме женщинам можно было покупать пиво с 18 лет, а мужчинам — с 21, ведь девушки «более приличные, и не напьются».

Ни в коем случае не утверждаю, что мужчины и женщины одинаковые. Нет, у нас много физических отличий. Но я не видел ни одного доказательства, что женщины менее способны в точных науках, чем мужчины, когда им с детства предоставлены одинаковые возможности. Последние десять лет я работаю с выпускниками элитных американских вузов по специальности экономика и финансовая инженерия. А это всегда математика самого высокого уровня и прикладное программирование. У меня есть и доступ к рейтингам студентов на курсе, также слежу за их карьерой после выпуска. Ни там, ни там никакой зависимости от пола я не заметил. В пятерке лучших каждый год тоже всегда есть и мальчики, и девочки. 

В Украине это нет так. Почему? Потому, что девочкам с детства твердят, что технические науки — не для них. А в Америке девочки этого не знают. Частый контраргумент, что подавляющее большинство научных открытий в прошлом сделано мужчинами (что правда; Мария Кюри или Ада Лавлейс были скорее исключением), а значит, они несравнимо умнее, не выдерживает никакой критики. Тогда женщинам запрещали получать образование, работать и публиковаться под своим именем, вообще удивительно, что столько женщин-ученых смогли пробиться наверх.

Image Title

Олег

19 лет. Студент-журналист

Я білий цисгендерний чоловік зі Львова. І так, я підтримую феміністичні ідеї.

Я розглядаю фемінізм як рух, який бореться за базову рівність жінок з чоловіками  в усіх сферах: будь то суспільні інститути, такі як сім‘я, де кожен мусить ділити порівну хатні обов‘язки і відповідальність за виховання дітей, чи робота з рівною зарплатою незалежно від статі. Для мене фемінізм — це гілка одного дерева боротьби історично пригноблених груп за свої права. Також він невіддільно пов‘язаний з маскулізмом — подібною течією для чоловіків і про чоловіків. Здавалося б, що таке створює дисонанс, але насправді ці два рухи врівноважують один одного. І якби ми прийняли ідеї кожного з них, то, напевне, досягли б бажаної рівності статей.

Західна Україна вміє поєднувати у собі як релігійний, так і проєвропейський контекст.

У моєму регіоні дійсно з дитячих років відчуваєш значний вплив церкви. Навіть моя бабуся любить доводити, що в храмі жінка — це нижчий сорт. Все зводиться до того, що жінки нечисті, в них є менструації. Я дискутую з нею, не розумію, як вона може казати таке про своє середовище. 

Напевно, багато хто дізнався про фемінізм від «Фемен» — групи жінок, що показували груди, щоб ніби привернути увагу до важливих питань. Тоді в багатьох сформувалася гора стереотипів про фемінізм, з якими й досі борються справжні феміністки. Так дізнався про цей рух і я. Під впливом дорослих також думав, що це щось погане, але стався інтернет. Малим хлопчиною я сидів в різних спільнотах з інтелектуальними жартами, там був пост про те, що, мовляв, протягом усієї історії ми забороняємо жінкам бути самостійними і навчатись замість вишивання хрестиком, а потім говоримо про те, що немає жінок-науковиць. Жарт з розряду «сміх крізь сльози». Але саме він заохотив мене почати досліджувати цю тему. Тепер я профемініст. 

Крім цього я затятий ліберал за своєю суттю і вважаю, що кожна людина, якщо вона не чинить насильства в будь-якій формі над іншою живою істотою, заслуговує на рівні базові права, що гарантуються Декларацією про права людини та конституціями різних демократичних країн. Я бачу навколо себе неймовірну кількість жінок, які мають великий потенціал змінювати суспільство, робити цей світ кращим для всіх людей через творчість, науку, участь в громадському житті. Я також бачу велику кількість жінок в різних сферах, які вже реалізували себе і досягли успіху та мають багато прихильників. Та сама Мадонна, Леді Ґаґа чи, наприклад, Ангела Меркель. Коли жінкам надають можливість розвиватись, вони роблять величезний вклад в прогрес людства. 

Патріархат творить ієрархію, де сильніші не залишають місця на вершині, можливо, значно розумнішим, але слабшим індивідам. Говорячи про це, нам не треба роздумувати загально, такі явища завжди мають своїх представників. Візьмемо одного з найяскравіших постатей патріархату — Дональда Трампа. Для всіх, хто підтримує ідеї рівності, це ім‘я стало синонімом агресії, брехні, ксенофобії, сексизму і гомофобії. Прихильники патріархату викидають тебе за борт або намагаються стулити тобі рота, якщо ти не згоден з їхньою думкою чи, ще гірше, — йдеш проти їхньої політики. 

Інколі й мене присоромлюють за мої погляди. «Ти ж чоловік! Як ти можеш підтримувати цих баб?» Подібне чую в середовищі, яке не вирізняється високим інтелектуальним рівнем. Одного разу, коли ми писали анонімні роботи для об’єктивної перевірки, я обрав тему «одяг без гендеру». Викладач публічно заявив, коли читав мою статтю, що це якісь дівчачі тексти. Але потім він все ж таки вибачився, бо уся група відреагувала дуже негативно. На щастя, сучасна молодь все більше проникається розумінням проблеми, і постійна робота феміністок і тих, хто підтримує права людини в соцмережах, дає свої плоди. Хлопці вчаться поважати протилежну стать, а дівчата розуміють і, щонайголовніше, демонструють, які вони сильні, впевнені, незалежні і без чоловіка. 

Мені здається, що чоловікам, які вважають фемінізм дурнею, немає сенсу радити досліджувати інформацію за темою  — бо ніхто ніколи не слухає. Я скоріше спитаю, як би вони себе відчували, опинившись на все життя в армії рядовим солдатом без прав. Чи були б задоволені вони таким положенням? А тим, кому здається, що жінки вже усього досягли, я б запропонував вилізти з бункера і подивитися на кількість реклами з оголеним жіночим тілом, яке взагалі не стосується продукту рекламування. 

Найбільше стереотипів про жінок пов’язано, звісно ж, з поняттям краси і сексуальності. Нещодавно мені під постом, де я сфотографований без футболки, дівчина написала коментар, мовляв, хотіла б вона публікувати такі ж фото і щоб її за це не називали шлюхою. Ось це насправді вже показує нерівність статей. Чоловік постить напівоголені фото — герой і красунчик, жінка робить те ж саме — дешева проститутка. Ця штука називається слатшеймінг, і це страшенно засмучує. Ну а про те, що жінка має ростити дітей, сидіти на кухні і прибирати, я вже мовчу. Таке говорити в наш час вже якось непристойно.

Щоб підтримати фемрух, є прості правила: поважайте жінок, платіть їм за їх вміння та навички, а не за стать, допомагайте, коли вони просять, не принижуйте, поширюйте інформацію про феміністичні ідеї. Як журналіст, можу порадити використовувати фемінітиви — відповідні іменники-назви професій для жіночої статі. Наприклад, жінка-журналіст — журналістка. 

Профемінізм у побуті — це в першу чергу поважне ставлення за методикою «як рівний з рівною». Це розподіл обов’язків в будь-якій сфері, незалежно від того, чоловік ти чи жінка, а в залежності від вмінь та знань. Якщо, наприклад, твоя жінка заробляє більше і хоче продовжувати працювати на улюбленій роботі, то будь справжнім мужчиною, йди в декрет. Тобто найголовніше керуватися здоровим глуздом, а всі стереотипи про так звану слабку стать викинути на смітник історії. 

Image Title

Роман

18 лет. SMM-менеджер

Для меня феминизм — борьба с гендерной дискриминацией и стереотипами. Забавно, что первый раз я узнал о феминизме, когда мой папа назвал мою тетю феминисткой, хотя на самом деле она была мужененавистницей. И я так бы и думал, что феминизм — о ненависти к мужчинам, если бы не моя сестра, которая объяснила, о чем это на самом деле.

Что мне дает феминизм? Возможность отращивать волосы, любить розовый цвет, быть эмоциональным, не боясь столкнуться с общественным мнением. Слушать музыку, смотреть фильмы и заниматься хобби, которые нравятся мне, а не «мальчикам». Феминизм помогает мне быть собой, комфортно чувствуя себя в обществе. Патриархат создан маскулинными мужчинами для таких же маскулинных мужчин. Те, кто такими не является, сталкиваются с дискриминацией. Еще со школы девочки слышат: «Вам не так уж важно учиться, главное — замуж» или «Ты должна быть послушной, подавать пример мальчикам, как ты себя ведешь?» Все сводится к покорности. Я же ценю справедливость, именно она играет главную роль в феминизме. 

В дискуссиях с родственниками и друзьями главный аргумент против моей позиции звучит как: «Ты еще слишком юн, чтобы понять». Мне 18. Хотя с возрастом вряд ли что-то изменится. Мужчинам, которые считают феминизм глупостью, я бы посоветовал спросить у любой девушки, сталкивалась ли она с сексуальными домогательствами, зарплатой ниже, чем у мужчины на той же должности, фразой «женщина должна». Ответы многое прояснят. 

Помочь фемдвижению довольно легко: перестать обобщать женщин такими словами, как: «баба», «телка». В моем окружении все уже привыкли, что я злюсь, когда слышу такие высказывания. Также часто слышу о том, что девушка «по природе» водит машину хуже, чем мужчина. Ну а больше всего раздражает классическое «женщина — хранительница семейного очага». Следующим, и очень важным, шагом в поддержке феминизма может стать отказ от стереотипов. Приведу в пример ситуацию: мама говорит вашей сестре, что она должна одеваться в блузки, а не в рубашки, как ей нравится, ведь «она же девочка». Отличным вариантом будет объяснить маме, что в первую очередь она — человек, со своим мнением и вкусом.

При поддержке Content Fund.

читайте также
Комментарии