05 ноября 2020

Средневековый рейв. Город Нюрнберг — лучшее место для тусовок в XV веке

Сегодня немецкий город Нюрнберг плотно отпечатался в памяти как место суда над нацистами. «Нюрнбергский процесс» — первый в серии судов над людьми, совершавшими преступления против мира и человечности. История творит странные вещи. Нам сложно представить, что еще несколько веков назад Нюрнберг мог ассоциироваться разве что с безудержным весельем, праздниками, танцами, пирами и карнавалами. Рассказываем о другой стороне славы этого немецкого города и средневековых религиозных карнавалах — шембартлауфах.

Нюрнбергский шембартлауф (на верхненемецком диалекте schëmbeard значит «бородатая маска») — так называли «воцерковленный карнавал», который проводился с 1449 по 1539 годы. Он берет истоки в 1349 году, когда нюрнбергские ремесленники боролись за право быть представленными в городском совете наряду с патрициями — зажиточными горожанами.

Восстание жестоко подавил Карл IV, и это, как ни странно, было на руку мясникам — единственным ремесленникам, которые не бунтовали. В благодарность им разрешили устраивать праздники перед Великим постом. Веселые мясники наряжались в замысловатые костюмы и кутили на протяжении недели. Постепенно за 100 лет эта традиция превратилась в любимый горожанами шембартлауф.

Участники карнавала впечатляли своей экстравагантностью. У кого-то из шляпы стреляли петарды, кто-то надевал костюм кровожадного зверя, а кто-то вообще оголялся — нечто непозволительное для XV века. Все это символизировало злополучное восстание 1349 года — событие, за которым мог стоять разве что сам дьявол. Поэтому костюмы людей напоминали нечто демоническое.

В дни шембартлауфа на улицах равными становились все — патриции, ремесленники, крестьяне и бедняки. Распознать человека в костюме было крайне сложно.

После 1475 года на карнавалах стали появляться «адовы повозки» — огромные конструкции, которые приводили в движение участники. Вот так, например, выглядела повозка с василиском (нет, это не странный петух-дракон).

Другое развлечение называлось «штурм ада». Центром каждого гуляния была некая конструкция, изображающая преисподнюю. Она могла выглядеть как огромный корабль или, к примеру, замок. В конце празднования ее демонстративно сжигали на потеху толпе.

Штурм Мясницкого моста — символичная инсценировка восстания ремесленников. По мосту проходила толпа шутов, музыкантов и просто ряженых. Весь этот балаган направлялся к домам бюргеров за деньгами и рыбой (символом христианства).

Сейчас подобный карнавал кажется просто веселым действом — средневековой дискотекой или адским рейвом. Но в XV-XVI веках шембартлауф был связан с религией — высмеиванием человеческих пороков и людей, неспособных к раскаянию.

Веселье и шембартлауфы ушли из Германии вместе с эпохой Реформации. Новая церковь и Мартин Лютер посчитали подобные праздники «безбожным спектаклем».

В 1539 году в Нюрнберге отпраздновали последний, самый масштабный, шембартлауф.

Иллюстрации — Gorbutovich.

Комментарии