Александр Poison Нечай
18 апреля 2021

Так водятся ли аллигаторы в канализации? Как работает главный сайт проверки городских легенд

Глобализация интернета подарила человечеству скепсис. Всю информацию приходится проверять, а огромное количество распространяемых фейков сделало популярным фактчекинг. Одним из самых известных ресурсов для фактчекинга является Snopes, он же Urban Legends Reference Pages — «Справочные страницы городских легенд». Количество его посетителей может достигать семи миллионов человек в месяц. Сайт специализируется на проверке городских легенд, мифов и слухов.

И это не только истории о Слендермене или крокодилах в канализации — у Snopes большой архив ответов на самые разные вопросы касательно политики, истории, науки, спорта, медицины и не только. 

Правда ли, что статуя Свободы изначально была другого цвета? (Да). Шведы на самом деле добавляют бананы в пиццу? (Да). Это правда, что ароматизатор ванили делают из анальных выделений бобра? (По большей части нет). Действительно ли накладные ресницы когда-то изобрела работница борделя Герда Пуридл, чтобы защитить глаза от попадания нежелательных жидкостей? (Нет). Правда ли, что пары чаще всего расстаются в январе? (Да). Действительно ли человек в среднем проглатывает восемь пауков в год? (Нет).

Рассказываем, кто создал «Справочные страницы», как ими пользоваться и почему они отказались работать с Facebook.

Как сайт появился

Snopes.com появился в 1994 году, его создала семейная пара Дэвид и Барбара Миккельсоны. Название Дэвид позаимствовал из литературы: Сноупс — фамилия персонажей трилогии американского писателя Уильяма Фолкнера. Изначально сайт Миккельсонов собирал городской фольклор, который попадался в интернете. И поскольку в то время ничего подобного еще не было, сайт начал быстро набирать популярность. Пользователи интернета сами стали присылать на Snopes.com истории и картинки, у которых было сомнительное происхождение. 

С наступлением 2010-х годов количество уникальных посетителей ресурса составляло около 8 миллионов человек в месяц. В 2014-м Миккельсоны развелись, и сайт остался за Дэвидом, а компания, которая обслуживала портал, обеспечивала ему посещаемость и отдавала деньги за рекламу на нем, — за Барбарой. Они перестали сотрудничать, и Snopes.com пришлось искать отдельное финансирование. В 2016 году с помощью фандрайзинга сайт за сутки собрал $500 тысяч. 

Сейчас Snopes открыл еще один проект — OnTheIssues.org. Он посвящен политике и призван с помощью доказательств «предоставить избирателям достоверную информацию о политических позициях кандидатов». 

По словам Миккельсонов, Snopes был прототипом поисковой системы фактчекинга. А по одной из версий, слово «троллить» возникло именно на этом сайте, когда на Snopes появилось «Хранилище потерянных легенд» — The Repository of Lost Legends, что в виде аббревиатуры представляет слово TROLL.

Очевидное, невероятное и факты

За 28 лет на ресурсе скопилось множество историй. И вот некоторые из них.

История первая

Согласно легенде, аниматоры «Диснея», создавая культовый анимационно-игровой фильм «Кто подставил Кролика Роджера», изобразили на нескольких кадрах Джессику Рэббит без нижнего белья. В этой теории есть интересный подтекст: оригинальное произведение, на основе которого снят фильм, — это роман американского писателя-фантаста Гэри К. Вульфа «Кто цензурировал Кролика Роджера».

Сайт Snopes ни подтвердил, ни опроверг этот факт. Ресурс поставил ему статус «Легенда». Дело в том, что аниматоры действительно любили вставлять в фильмы пикантные кадры ради забавы. На широком экране в кино зритель их просто не заметит. Однако с появлением лазерных технологий и домашних кинотеатров стал возможен просмотр фильмов покадрово. Так, по одной из версий, Джессику без белья убрали из видео для домашнего просмотра, а по другой — все это всего лишь слухи.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

История вторая

На Пасху в Нью-Йорке 1950-х три небоскреба зажгли свет в окнах в виде огромных крестов — и это правда. Фото зданий появилось в газете Oxnard Press-Courier 31 марта 1956 года. Снимок сделали с крыши муниципального здания.

Image Title
Image Title

История третья

Пятиконечные звезды на домах американцев означают, что там живут свингеры — и это ложь. Такой слух распространился по социальным сетям в декабре 2020 года, сообщалось, что металлические пятиконечные звезды — это особый свингерский символ для привлечения других пар. Выяснилось, что на самом деле звездами чаще всего украшаются дома голландцев Пенсильвании и считается, что они приносят удачу или служат как оберег. 

Image Title
Image Title

История четвертая

Слухи о том, что в нью-йоркских дренажных системах живут крокодилы, ходят давно, пожалуй, это одна из самых популярных городских легенд. По самой распространенной версии, детенышей аллигаторов из Флориды отпускали в сточные воды, когда те перерастали свой юный и безопасный возраст — якобы была сто лет назад мода заводить крокодильчиков в качестве домашних животных. 

Особо популярной легенда стала в конце 50-х годов, когда писатель Роберт Дейли опубликовал книгу «Мир под городом» — о том, как главный инспектор канализации обнаружил огромную колонию аллигаторов под Нью-Йорком. Наиболее распространенная версия заключается в том, что выброшенные аллигаторы выживают, живут в канализации и размножаются, питаясь крысами и мусором, впоследствии вырастая до огромных размеров и вселяя страх в канализационных рабочих. Особо опасен, согласно легенде, огромный аллигатор-альбинос.

Миккельсон перелопатил тираж The New York Times с 1905 по 1993 годы и собрал все истории про крокодилов в канализации. Упоминания начинались в 1927 году и продолжались до 1982 года. Действительно, аллигаторов находили, только в окрестностях городов и лишь один раз в канализации. 

Во Флориде, которая находится намного южнее Нью-Йорка, действительно можно наткнуться на хищную рептилию. Аллигаторы были замечены в сточных водах и коллекторах из-за того, что многие из этих сливных отверстий выходили на болота.

В Нью-Йорке же, как пишут в Snopes, они просто не выживут из-за холодной зимы и смены сезонов года. Кроме того, ни один профсоюзный работник не просил поднять зарплату работникам подземных коммуникаций из-за того, что там водятся аллигаторы. Поэтому история о колонии аллигаторов под Нью-Йорком отмечена плашкой «ложь».

Как Snopes устроен

Все истории, мифы и слухи не делятся четко на «правда» и «неправда». Snopes использует куда больше градаций. Mostly True («в основном правда») означает, что основные элементы заявления правдивы, но некоторые дополнительные детали могут быть неточными. 

Плашка Mixture («смесь») показывает, что в заявлении есть важные элементы как правды, так и лжи, поэтому его нельзя точно описать никак иначе. Mostly False («в основном ложь») означает, что основные элементы заявления явно ложны, но некоторые вспомогательные детали, связанные с заявлением, могут быть правдивы. 

Unproven («не доказано») указывается, когда у факта недостаточно доказательств, а outdated («устаревший») — когда подтверждать правдивость заявления уже не нужно. Его уже или исправили, или ситуация поменялась. Значок Miscaptioned («неправильно обозначен») показывает, что какие-то фото или видео могут вводить в заблуждение, использоваться в другом контексте или искаженно трактоваться. 

Correct Attribution («правильная приписка») и misattributed («неверная приписка») показывают, верно или нет цитируемый материал приписан конкретному человеку. Scam («мошенничество»)  указывает на страницы, которые раскрывают подробности действий мошенников.

Значок Legend («легенда») означает, что элементы в заявлении настолько общие, что могли бы произойти в любое время в любом месте и, следовательно, по существу недоказуемы.

Labeled Satire («помеченная сатира») означает, что заявление основано на контенте, который его создатель или более широкая аудитория называют сатирой, а значком Lost Legend («утраченная легенда») помечены хорошие загадочные старинные истории, которым не помешает даже полное отсутствие правды. Это и есть тот самый TROLL.

Штаб-квартира Snopes находится в Такоме, штат Вашингтон, где и живет Дэвид Миккельсон. Однако проверкой легенд, слухов и новостей занимается целая команда, которая разбросана по всей территории США. Есть даже свой человек на Аляске. Сейчас в штат сотрудников входят 20 человек. Помимо репортеров и журналистов у Snopes есть свой отдел разработчиков. 

Процесс фактчекинга на сайте сейчас перерос уже в целую систему обработки фактов, деталей и аргументов. Единого механизма не существует, а последние несколько лет на Snopes появляется все больше статей на тему политики, поскольку после президентских выборов в США в 2016 году пользователи интернета стали внимательнее относиться к манипуляциям и подмене фактов. «Справочные страницы городских легенд» помогают им с этим справиться.

«Мы стараемся использовать как можно больше беспристрастной информации в виде рецензируемых журналов, статистики государственных органов и так далее. Мы предупреждаем читателей о том, что данные из таких источников, как политическая адвокация или партийные аналитические центры, нужно воспринимать со скептицизмом», — говорится на странице сайта, которая посвящена прозрачности их работы.

Любой желающий может задать вопрос по поводу правдивости какой-либо информации. Для этого достаточно заполнить форму в разделе Submit A Topic — «Отправить тему». Snopes просит отправлять его команде как можно больше мелочей, фактов, данных, скриншотов. На сайте говорится, что процедура подачи запроса займет не больше минуты.

Фото — Snopes.com.

Фото — Snopes.com.

Сайт правда такой надежный?

Сайт уже несколько раз исследовали на предмет манипуляций. В 2009 году это сделал ресурс FactCheck.org, его специалисты изучали материалы, которые были связаны с Джорджем Бушем-младшим и Бараком Обамой. Однобокость подачи информации или ее фальсификацию тогда не обнаружили. Еще одну проверку Snopes проводили в 2012 году. Тогда исследователи городских легенд с сайта Dotdash.com тоже не нашли ничего пристрастного в материалах Snopes. 

С 2017 по 2019 годы Snopes сотрудничал с Facebook в сфере фактчекинга, но прекратил партнерство, сообщив, что соцсеть больше озабочена своей репутацией, нежели реальной проверкой информации, и перекладывает всю ответственность за манипуляции на журналистов.  «По сути, они (представители Facebook. — Прим. «Маяка») использовали нас для антикризисного пиара. Они ни к чему не относятся всерьез и больше заинтересованы в том, чтобы поддерживать свой имидж и зарабатывать деньги… Им явно плевать», — рассказывала тогда бывший управляющий редактор Snopes Брук Бинковски.  

В 2018 году научный журналист Борислав Козловский выпустил книгу «Максимальный репост. Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям», в которой основывался на информации, собранной Snopes.

Комментарии