Наблюдая за уже четвертым заседанием Комиссии по общественному бюджету (они транслируются в интернете, – безусловно, это плюс), можно уже делать определенные выводы.
В «механизме» ОБ
Как известно, процесс прохождения проекта предусматривает следующие этапы после его подачи: рассмотрение в профильном и экономическом департаментах мэрии, в Комиссии по общественному бюджету, и голосование. Чтобы выяснить, как это происходит, мы пообщались с двумя авторами проектов. Владимир Халин, архитектор, председатель Ассоциации архитекторов Одессы. соавтор двух проектов: Общественный бюджет – интересное начинание, которое может стать действенным механизмом по улучшению нашего города. Удобный современный интерфейс и понятные правила, почему бы не протестировать, в Киеве и Львове работает. Мы в Ассоциации архитекторов Одессы подготовили два проекта – архитектурный конкурс «Концепция развития прибрежной территории в историческом центре» (о проекте выноса грузового порта Маяк ранее рассказывал) и Архитектурная школа соучаствующего проектирования «Среда». Сбор подписей с запасом (63!) и оформление проектов по требованиям. Так как мы подали проекты первыми, к нам было много вопросов и от экономического департамента, и особенно от управления архитектуры города. Организаторы дали эфирное время для пиара своих проектов, что было неожиданно и приятно. Все прекрасно! Осталась формальность – на торжественно оформленной встрече профильная комиссия должна завизировать проект и отправить на голосование горожан. Ведь рекламировалось, что решают одесситы! Но оказалось, что члены профильной комиссии у нас разбираются во всем, и только они знают, что надо городу, а что не надо. Далее фразы по нашим проектам: «Сумма не логична», «…сделают междусобойчик…», «…давайте спустимся на землю…» – это начало неожиданных прений по согласованным проектам, видимо люди разбираются, но оказалось, что нет: «…утвержден Генплан, подкреплять идеями не совсем правильно и не совсем корректно», «принята градостроительная документация, которая на десятилетия вперед определила политику порта». Объясню: мы архитекторы, и рассказывать нам сказки про Генплан не стоит.В существующем Генплане предусмотрен вынос порта после окончания срока действия Генплана, а это в 2020 году. «Проект генерального плану розглядає м. Одесу як міжнародний туристичний центр із подальшим розвитком її прибережної зони та впровадження маршрутів морського транспорту. Таким чином, постає питання, щодо скорочення території порту у центральній зоні міста, після закінчення розрахункового строку генерального плану. В моделі планувального розвитку міста передбачено використання частини території порту в районі Карантинної бухти (від Морського вокзалу до мису Ланжерон) для організації міжнародного туристичного центру». (Том 5. Стр. 84)В ежегодных рейтингах лучших городов мира для проживания лидируют приморские города, чаще это города Австралии — Мельбурн, Сидней, Перт, Аделаида или Канады — Ванкувер. Все они прошли процесс реновации портовых и промышленных территорий, освобождая прибрежные пространства для общественного использования и разнообразного бизнеса. Надо уже сейчас определяться, в каком городе нам и нашим детям жить. В грязном, пыльном, с грохочущими вагонами или использовать мировой опыт более ста крупнейших городов мира, вынесших грузовой порт и превративших эти территории в общественное пространство. Проект реновации порта был отклонен Комиссией после положительного заключения департаментов. Но оказывается, бывает и наоборот: департаменты мэрии проект «забраковали», а комиссия одобрила. Именно так сложилась ситуация с проектом Екатерины Баковой. Екатерина Бакова, автор экологического проекта «Открытая карта деревьев Одессы» Мой проект предусматривает создание электронной карты деревьев с описанием их состояния (реестр зеленых насаждений). В результате такой работы, каждый житель города сможет зайти в интернет и посмотреть, сколько деревьев на его улице, их паспорта, увидеть места, где деревьев не хватает или они уже в аварийном состоянии. Подобных карт в мире единицы, и все больше городов понимают необходимость электронного реестра растений. Проект был подан на Общественный бюджет и, к сожалению, получил негативное заключение департамента – в основном по формальным признакам (не соответствует положению). Но на комиссии удалось объяснить значимость такого проекта для Одессы; результат – проект допущен на следующий этап конкурса.
Авторы – депутаты вместо общественников
Даже первый взгляд на проекты, которые получили положительное заключение комиссии, дает представление о том, что больше всего. Это, безусловно, медицинское направление и спорт. Подсчет подтверждает этот вывод. Можно обратить внимание на еще один момент: значительная часть проектов подается не совсем теми, на кого делалась ставка, то есть простыми горожанами и общественными организациями, которые принимают активное участие в благоустройстве города. Михаил Мейзерский. Журналист, соорганизатор городского экспертно-общественного клуба «Стратегия 2050». Из списка проектов, представленных горожанами и общественными организациями, мы видим, какие сферы жизни уже много лет нуждаются в наибольшем внимании. Из 209 проектов (на момент получения комментария, сейчас уже более 250 — ред.), принятых к рассмотрению, однозначно лидирует сфера здравоохранения — 44 заявки. Речь идет о покупке оборудования, а также ремонте медучреждений. Значительная часть проектов связана с охраной здоровья детей. На втором месте – создание спортивной инфраструктуры: площадок, турников и стадионов, причем как в парках и школах, так и во дворах. В отличие от детских площадок, таких сооружений в Одессе мало. Исправить ситуацию предлагают 27 проектов. Далее, по 23 проекта подано в сфере благоустройства кварталов и восстановления зеленых зон. Авторов интересует создание нормальной городской среды и зон отдыха, высадка деревьев и кустарников, обустройство парков и скверов. Замыкает топ-5 тем социалка – 20 проектов. Здесь во главе угла помощь сиротам и людям с ограниченными возможностями, а также молодежная культура. Кроме того, многие проекты касаются школьного образования, создания электронных сервисов, безопасности транспорта и даже… ремонта дорог.В общей сложности предложения “тянут” на 600 млн грн, однако денег в общественном бюджете только 100 млн. Выиграют те, которые наберут больше голосов на сайте “Социально активный гражданин”. По части проектов голосование уже началось и продлится 30 дней.Принять участие в “Общественном бюджете” мог каждый взрослый горожанин. Предложения подавали и влиятельные общественные организации, и известные активисты. Не отставали и помощники депутатов, которые – даже странно – предлагали изменения на участках своего начальства. Поднять шефский рейтинг за счет казенных средств взялись помощники депутатов Ирины Куценко, Дмитрия Танцюры, Петра Ионова, Андрея Терновского. Но больше всего преуспели помощники Юрия Крука. Они подали три проекта на 6,7 млн грн. Среди них – ремонт двух улиц на участке. От себя лично подали идеи депутаты Андрей Кисловский и Петр Ионов. Отличилась и начальница службы по делам детей Ирина Дамаскина. Чиновница решила прибегнуть к Общественному бюджету потому, что в бюджете ее ведомства не нашлось аж 90 тысяч гривень на обучение детей-сирот актуальным специальностям.
Стремление переложить на конкурс то, что в принципе должно финансироваться городом или государством по утвержденным программам развития – одно из слабых мест проекта. Может оказаться, что деньги достанутся не активистам с их полезными и, как правило, недорогими затеями, а школам, больницам и депутатам, мечтающим отремонтировать на своем участке дорогу.Понятно, что полноценные выводы делать рано, поскольку еще ни один проект не дошел до финала конкурса. Тем не менее, уже можно сказать, что механизм ОБ работает, хотя и нуждается в определенной регулировке. Однако самая нежелательная тенденция – именно то, о чем говорил М. Мейзерский, – желание переложить на конкурс ОБ то, что должна делать власть.