10 октября 2020

Тревожное солнце. Что такое чувство полуденного ужаса

Страшно — это не только когда темно и слышны шорохи. На улице солнечный, яркий день, кругом тишина, пространство безлюдно, но вам беспокойно. Для некоторых людей такой умиротворяющий пейзаж превращается в картинку из ада — гнетущую, неправильную, заставляющую ускорить шаг.

Именно так ощущается полуденный ужас — страх перед серединой дня, когда солнце находится в зените, а люди прячутся от жары. Тени вокруг как будто исчезают либо становятся нереалистично большими. Именно это часто является визуальным раздражителем. 

Пустынные пейзажи или города, конечно, не всегда вызывают беспокойство — многим это чувство абсолютно чуждо. Тем не менее оно находит отклик в культуре и особенно в живописи. На картинах с полуденным ужасом пугает полное отсутствие теней, которые должны быть в реальности, либо наоборот — их контрастность на фоне яркого пространства. 

Полуденный или дневной ужас — субъективное явление. Человек испытывает иррациональную тревогу, смотря на вроде бы обычные явления: светлое безлюдное пространство, неподвижность, отсутствие теней. Такое чувство сравнимо с затишьем перед бурей или предчувствием апокалипсиса. 

«Есть особый страх послеполуденных часов, когда яркость, тишина и зной приближаются к пределу, когда Пан играет на дудке, когда день достигает своего полного накала. Мир стоит перед вами как сжатая судорогой мышца, как остолбеневший от напряжения зрачок. Боже мой, какая запустелая неподвижность, какое мертвенное цветение кругом! Птица летит в небе, и с ужасом вы замечаете: полет ее неподвижен». Философ Леонид Липавский, «Исследование ужаса».

Полуденница — опасный и враждебный персонаж славянских мифов. Если крестьянин осмелился работать после полудня, он рисковал встретить ее — женщину, облаченную во все белое. Полуденница могла наслать солнечный удар, слабость, защекотать или отрубить голову серпом. Эта героиня прежде всего олицетворяла страх перед зноем и жарой, когда под палящим солнцем легко получить удар. 

«Древние греки тоже знали это чувство. Они звали его встречей с Паном, паническим ужасом. Это страх полудня», — писал Николай Гоголь в «Старосветских помещиках». 

Пан — герой древнегреческой мифологии, бог пастушества, плодородия, дикой природы. Согласно поверьям, в жаркий полдень Пан отдыхает в прохладной чаще леса. Его опасно беспокоить в это время — бог может вспылить и в гневе наслать на людей тяжелый, давящий сон. 

Среди причин полуденного ужаса можно выделить:

  • боязнь солнца, которое особо опасно с 12 до 15 часов;

  • ощущение марева или миража, когда теплый воздух создает оптическую иллюзию и предметы как будто меняют форму;

  • тени выглядят как-то неправильно — их либо нет, либо они слишком большие. Это похоже на «эффект зловещей долины» — явление, которое ввел в обиход японский робототехник Масахиро Мори. Когда люди видят робота, слишком похожего на человека, они могут испытать иррациональную неприязнь и страх. Им кажется это неправильным и неестественным.

Понять полуденный ужас помогает живопись. Некоторые картины навевают чувство пустоты, демонстрируя гнетущие и одновременно яркие, залитые солнцем пейзажи. 

Например, «Мир Кристины» Эндрю Уайета. Казалось бы, умиротворяющая картина с девушкой, которая отдыхает в поле. Тем не менее тревогу вызывают ее напряженная поза и пустынность пейзажа. На полотне изображена соседка Уайета — здесь ей 50 лет. Женщина страдала от неврологического расстройства и не могла ходить. Ее образ символизирует силу духа и умение не сдаваться. 

Полуденный ужас можно наблюдать в американском триллере «Солнцестояние». Хотя мы ждем от этого жанра чего-то темного и гнетущего, практически все действие, наоборот, происходит при ярком свете солнца. Все люди одеты в белое и много улыбаются. Все это как будто создает дополнительное напряжение для зрителя. 

Комментарии