«Каждый химик скажет вам, что при дистилляции в отходах остаются вредные вещества. Мы взяли рожь, которая была слегка загрязнена, воду из чернобыльского водоочистителя и перегнали их. Затем попросили друзей из Университета Саутгемптона, у которых есть замечательная радиоаналитическая лаборатория, узнать, есть ли в водке что-то радиоактивное. Они ничего не нашли», — объясняет профессор Джим Смит из университета Портсмута, один из создателей чернобыльской водки. Британец работает в зоне отчуждения еще с 90-х годов — наблюдает, как восстанавливается почва после катастрофы.
На протяжении трех лет Смит и Геннадий Лаптев из Украинского гидрометеорологического института изучали грунт в зоне отчуждения и его влияние на сельскохозяйственные культуры. «В экспериментальных образцах они обнаружили незначительное превышение допустимой концентрации (20 Бк/кг) стронция-90. Но поскольку в процессе изготовления алкоголя количество “примесей” в зерне обычно уменьшается, то в готовом напитке смогли обнаружить лишь природный радионуклид углерод-14. Концентрация углерода-14 была не более, чем в любом другом алкогольном напитке», — объясняют в Госагентстве по управлению зоной отчуждения.
Геннадий Лаптев уверен, что землю в зоне отчуждения нельзя просто забрасывать: «Мы можем использовать ее, получать что-то, полностью очищенное от радиации». Но при этом и до промышленных масштабов освоения почвы не дойдет, поскольку зона отчуждения представляет собой заповедник дикой природы. «Вместо этого мы хотим работать в зоне отселения, где уровни загрязнения значительно ниже и где все еще проживают люди. Мы стремимся сделать ценный продукт для поддержания экономического развития этих территорий», — отмечает профессор Смит.
Пока что в мире существует всего одна бутылка водки Atomik. В будущем ученые хотят наладить продажу алкоголя для туристов в Чернобыле. 75% от прибыли пойдут людям, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
Фото на превью — AFP.