03 июня 2019

В Киеве создали петицию о «чернобыльских водолазах». Кто они такие и почему это важно

После сериала от HBO все начали обсуждать историю троих «чернобыльских водолазов», которые предотвратили взрыв бассейна под ядерным реактором. Во многих СМИ ликвидаторов даже записали в погибшие, хотя это не правда — двое из них живы до сих пор. Третий умер в 2005 году.

В честь подвига ликвидаторов киевляне создали петицию с просьбой назвать именами Алексея Ананенко, Валерия Беспалова и Бориса Баранова три столичных улицы. К сожалению, в петиции допущена не совсем верная формулировка. Там написано, что все трое мужчин погибли: «В течение последующих дней у троих стали проявляться неизбежные и безошибочные симптомы: лучевая болезнь. По прошествии нескольких недель все трое скончались. Мужчин похоронили в свинцовых гробах с запаянными крышками. Даже лишенные жизни, их тела насквозь были пропитаны радиоактивным излучением».

Фото — Электронная петиция № 8702

Фото — Электронная петиция № 8702

К счастью, Ананенко, Баранов и Беспалов не погибли в 1986 году, а почти всю свою жизнь после аварии проработали в сфере ядерной энергетики. Ананенко и Беспалов живы до сих пор, Баранов умер в 2005 году. Но, к сожалению, ошибки в СМИ и среди пользователей интернета побудили создать ликвидаторам страницы в Википедии и подробнее изучить историю их подвига. Об этом на Фейсбуке пишет Назар Токарь, один из администраторов украинской Википедии.

«Після чергової серії “Чорнобиля” багато хто дізнався про водолазів, тих трьох героїв, які після катастрофи на ЧАЕС зайшли до зруйнованого машинного цеху, заповненого радіоактивною водою, щоб її спустити й запобігти другому вибуху. Завдяки “нашим” “змі”, я думав, що вони не вижили. Навіть читав, як вони загинули протягом двох тижнів від променевої хвороби. Але ні, всі лишились живими», — пишет Назар в посте.

Сейчас, статьи об Ананенко, Баранове и Беспалове доступны в украинской Википедии и даже попали в топ по количеству прочтений

Фото — viktoriiako.livejournal.com

Фото — viktoriiako.livejournal.com

Что произошло и зачем нужно было «нырять в бассейн»

Задачей Алексея Ананенко, Валерия Беспалова и Бориса Баранова было предотвращение серьезной угрозы – взрыва воды бассейна-барботера (резервуар внутри защитной оболочки реактора) под реактором, куда могла попасть топливная масса.

Когда на станции тушили пожар, вода наполнила как раз бассейн-барботер, находящийся под ядерным реактором. Возникли опасения, что при соприкосновении воды  с топливом может произойти еще один взрыв — могли быть повреждены оставшиеся энергоблоки и катастрофа бы усугубилась. Чтобы слить воду, Ананенко, Беспалов и Баранов должны были открыть шлюзы и слить воду. С чем они успешно справились.

Наиболее исчерпывающую информацию можно получить, прочитав интервью Алексея Ананенко, который подробно описывает события в бассейне. К слову, в реальности Ананенко и его коллеги не были добровольцами, как это происходит в сериале HBO. Ликвидаторы были на смене и работали в составе структурного подразделения данного цеха.

«Сама операция прошла быстро и без осложнений. Добрались до “два ноля первого“ коридора, Б.А. Баранов остался на входе, мы с В.А. Беспаловым вошли в воду – уровень воды оказался по колено и, стараясь двигаться как можно быстрей, двинулись вглубь коридора. По полу была проложена труба довольно большого диаметра, как только добежали до нее, стали двигаться по ней. Уровень воды оказался на уровне щиколоток. Как только очутился в коридоре, опасения, что не найду быстро нужную арматуру, исчезли. Да и задвижки оказались с табличками», — вспоминает события Ананенко.

В целом, сам ликвидатор описывает операцию достаточно буднично и считает, что она стала настолько известной только из-за неправильной трактовки в прессе.

«За прошедшее время чернобыльская эпопея породила много самых разных мифов и легенд, и эпизод с опорожнением бассейна-барботера не является исключением. Что только не приходилось читать в различных публикациях – и что пресловутые задвижки пришлось открывать под уровнем воды и что исполнителям обещались всяческие блага, вплоть до высших государственных наград. В принципе, я считаю это вполне естественным, так как любое значительное событие – будь то афганская война или техногенная авария на ЧАЭС всегда вызывает после себя целый пласт фольклора – разного рода анекдотов, былей и рассказов», — резюмирует он.

Комментарии