Таина Федосеева
08 июля 2021

В Лондоне должна была появиться своя Эйфелева башня, но еще выше. Вот ее история

В 1889 году в Париже открылась Эйфелева башня, самое высокое сооружение того времени. Несмотря на неоднозначную реакцию общества (еще во время строительства башни 300 писателей и художников, в том числе Александр Дюма-сын и Ги де Мопассан, направили протест в адрес муниципалитета, опасаясь, что «бесполезная и чудовищная» металлическая конструкция испортит вид города), расходы на строительство башни окупились за семь месяцев, а сама она стала магнитом для путешественников. Вдохновившись появлением новой французской достопримечательности, лондонский магнат задумал построить в британской столице свою башню — но только еще выше.

Магната звали сэр Эдвард Уоткин, и свое состояние он сколотил на железных дорогах. По его идее, «Великая лондонская башня» должна была появиться не в центре города, а в новом жилом районе, став символом комфортной жизни в пригороде. Уоткин выкупил большую территорию земли в районе Уэмбли, чтобы создать там новый жилой район с большим парком, который бы удачно соединялся с Лондоном с помощью железнодорожной ветки метрополитена.

Парк с лодками, водопадом и спортивными площадками действительно открылся в 1894 году. С башней же было сложнее.

Вот, как все должно было выглядеть.

Вот, как все должно было выглядеть.

Еще в 1890 году Эдвард Уоткин объявил международный конкурс по созданию проекта башни, высота которой превышала бы отметку в 300 метров. За полгода он получил 68 проектов архитекторов, не только из Великобритании, но также из США, Германии, Австралии, Швеции, Италии, Австрии и даже Османской империи. Многие из предложений действительно напоминали Эйфелеву башню.

Человек, продавший Эйфелеву башню дважды. История Виктора Люстига — величайшего мошенника XX века |.

Большинство конструкций были попросту неустойчивы, а проекты неосуществимы: они предлагали пустить по спирали вокруг 600-метровой башни поезд, подвесить на верхушке сады, украсить башню минералами и камнями со всей Британской империи, сделать огромную копию Пизанской башни или превратить сооружение в стеклянный небоскреб. Все проекты были опубликованы в иллюстрированном каталоге.

Уоткин даже обратился к Густаву Эйфелю с просьбой помочь, но тот отказался, рассудив, что французы не поймут, если создатель «их» башни поможет создать что-то еще более грандиозное для британцев.

Победил проект № 37, восточный дизайн от архитекторов Стюарта, Макларена и Данна из Лондона. Не железная, как в Париже, а стальная башня высотой 366 метров должна была иметь две смотровые площадки с ресторанами, театр, выставочный и танцевальный залы, гостиницу на 90 номеров и турецкую баню. На самом верху архитекторы хотели разместить метеостанцию и обсерваторию, а еще мощный прожектор, который должен был излучать свет, видимый издалека.

Вот, как она должна была выглядеть:

А вот ее соотношение с Эйфелевой башней:

Первая часть башни была возведена вскоре после открытия парка, предполагалось, что она будет стоять на небольшом холме и к ней можно будет добраться по сети дорожек. Но болотистая и склонная к проседанию почва Уэмбли, заставившая еще пока невысокую конструкцию накрениться, была только первой проблемой.

Само идиллическое место вдали от Лондона не располагало подниматься на вершину, никакие фантастические виды с высоты не открывались. Уоткин считал, что даже частично построенная башня привлечет внимание людей, как это случилось с Эйфелевой, но ошибся. Строительство башни приостановилось, начались проблемы с финансированием, и, чтобы собрать денег, на конструкцию установили платные лифты. Но за первые полгода лишь 18,5 тысячи человек пожелали подняться на смотровую площадку. Газеты начали высмеивать строительство, называя остов башни «Лондонским пнем».

Школьное фото на фоне башни.

Школьное фото на фоне башни.

В 1901 году Эдвард Уоткин умер, спустя год недостроенная башня из соображений безопасности была закрыта для посещений, а в 1906 году и вовсе демонтирована. Зато парк отдыха с аттракционами пользовался популярностью, и в 1923 году на этом месте появилась другая достопримечательность — стадион Уэмбли, впоследствии ставший одним из символов футбола.

Спустя 80 лет его снесли, чтобы построить новый — а на месте строительства обнаружили фундамент башни, которая должна была стать самой высокой в мире и главной достопримечательностью Великобритании.

Иллюстрации — greattower.co.uk

читайте также
Комментарии